Солнце светит всем одинаково

Образование

 

В центре творчества детей и молодежи прошел районный семинар для руководителей учреждений образования и их заместителей, работников отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома. Коллегам всегда есть о чем поговорить друг с другом.  А в формате семинара педагоги не только смогли пообщаться, но и поработать в группах, порадоваться успехам, взять на вооружение чужой опыт. Тема семинара касалась инновационных проектов.

Инклюзия – новое слово

Центр творчества детей и молодежи несколько лет сотрудничает с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Эти учреждения реализуют совместный республиканский инновационный проект по инклюзивному образованию. Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь. В обоих центрах занимаются дети, в одном – здоровые, во втором – с проблемами по здоровью. С 2009 года у педагогов названных учреждений возникла замечательная идея – проводить совместные творческие уроки для воспитанников с особенностями в развитии и простых школьников. А уже с 2015 года  педагогический совет принял решение о создании проекта «Внедрение модели взаимодействия специального образования и дополнительного образования по развитию инклюзивного образования». Его реализация предусмотрена в период с 2015 по 2018 годы. Что удалось сделать, получилось ли задуманное,  рассказывает директор центра творчества детей и молодежи Светлана Фесько:

– Не так давно я и сама, может неосознанно, но все равно делила мир на людей «полноценных» и «инвалидов». Сейчас я понимаю, что это абсурдно и неправильно. Я приведу жесткий, но жизненный пример: если кто-то из ваших близких попадет в беду, его физические возможности станут ограничены, будет ли он для вас другим человеком? Перейдет ли он в ту, другую, половину мира? А ведь многие живут именно с такой мыслью, что инвалиды – это люди с другой планеты. Но это ведь не так. Для реализации нашего проекта, в первую очередь мы начали готовить педагогов. Мы вместе проводили семинары, смотрели видеосюжеты, фильмы, проводили тренинги. Некоторые учителя приняли участие в международных конференциях по теме инклюзивных процессов в образовании. В принципе, наши педагоги с большим трепетом и искренностью отозвались на предложение обучать творчеству воспитанников коррекционного центра. Но сразу нас тревожило, как же ребята воспримут, что с ними будут заниматься дети с инвалидностью. Хотя мы надеялись, что учащиеся будут позитивными и свободными от взрослых комплексов и предрассудков. И нас поразила недетская степень их адекватности, мудрости, доброты и уважения. Обычные, здоровые дети себя чувствовали свободно, они хотели помочь своим ровесникам, у которых что-то не так со здоровьем. А представьте, как было приятно воспитанникам коррекционного центра общаться наравне с обычными детьми.

В работу проекта мы включили 8 ребят с особенностями в развитии. Они стали заниматься в объединениях декоративно-прикладного и художественного направлений. Мы увидели, что существенных трудностей по вхождению детей-инвалидов в детскую среду не возникло. Они воспринимают себя как равные по отношению к другим детям, соответственно и обратное отношение тоже как к равным. Конфликтов между ребятами мы не заметили. Ни о каком разделение речи не было, это обычные дети. Веселые, шумные, просто кто-то на коляске…

Нам бы  очень хотелось, чтоб все люди  были здоровы и счастливы. Чтобы больных детей было как можно меньше, а дети с ограниченными возможностями поверили в себя и стали счастливее.

Срок реализации проекта по инклюзивному образованию подошел к концу. Нам немного грустно, но мы  хотим продолжить эту работу. И, возможно, у нас получится продлить проект или немного видоизменить его. 

Про детей и для детей

Семинар был построен таким образом, что рассказ Светланы Владимировны был совмещен с практическими играми, художественными номерами в исполнении воспитанников и педагогов, демонстрацией фото и видеоматериалов, презентацией изделий. Руководители учреждений образования увидели, что слова о совместной деятельности воспитанников двух центров не просто слова. До слез растрогал номер «Я рисую этот мир» в исполнении Дарьи Парфеновой и учащихся объединения «Веселые нотки». Да и судя по видеосъемкам с занятий, стало понятно, что 8 воспитанников коррекционного центра стали полноправными учащимися центра творчества детей и молодежи.

В ходе семинара участники смогли более детально познакомиться с   этапами инновационного проекта. Руководителям учреждений рассказали,  какие практические действия по включению коллектива в инновационную деятельность необходимо предпринимать. Работа с директорами учреждений образования проходила по технологии «Мировое кафе». Это метод, который позволяет организовать живое обсуждение, неформальную дискуссию. Такая технология помогает, когда необходимо в группе людей собрать информацию, произвести обмен знаниями, опытом, поделиться идеями и мнениями, услышать, что думают другие. Формат «Мирового кафе» позволил не только вовлечь в разговор каждого участника районного семинара. Сидя за столиками, руководители сами создавали будущие проекты, обсуждали их, обменивались мнениями и продолжали работу своих коллег. После мозгового штурма многие получили прилив сил и энергии для дальнейшей работы.

Заместители директоров во время практической части общались в формате  методического марафона. Они узнали, какую структуру имеет инновационный проект, и поработали над созданием его частей.  

Подводя итоги семинара, начальник отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома Марина Балынская отметила высокий уровень мероприятия. Эстетика подачи информации, презентация учреждения, вовлечение всех педагогов в интерактивную деятельность, – все это прошло в непринужденной форме. Участники семинара согласились, что работать с детьми с особенностями в развитии сложно, необходимо много душевных сил, но у педагогов коррекционного центра и центра творчества детей и молодежи они есть. Марина Самуиловна выразила надежду, что следующий день руководителя пройдет также успешно, а после нынешнего большинство учреждений образования подадут заявки на участие в республиканских инновационных проектах. Пока у нас в районе только два учреждения ведут инновационную деятельность – районная гимназия и центр творчества детей молодежи. Всем остальным также необходимо включаться в эту работу. Ведь участие в таких проектах повышает профессиональный уровень педагогов, помогает развиваться. И что немаловажно дает прибавку к заработной плате. Какое  учреждение будет следующим принимать участников районного семинара еще не решено. Но каждый из педагогов понял, что им есть куда идти дальше. А центрам творчества детей и молодежи и коррекционно-развивающего обучения и реабилитации пожелали и дальше делать доброе дело по вовлечению детей с инвалидностью в общественную среду.

Ирина ЛЕШКОВА.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *