ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Образование

1 февраля 2017 г. Министерство образования Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение новую редакцию Кодекса об образовании, с которой Вы можете ознакомиться здесь:

1. Одним из важнейших нововведений в данном документе стало закрепление понятия «инклюзивного образования» как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс с иными обучающимися обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей.

На важность инклюзивного образования неоднократно обращал внимания Комитет по правам ребенка, отмечая, что дети-инвалиды не должны изолироваться от общеобразовательной системы на основании их инвалидности, а напротив, должны получать необходимую поддержку в рамках общей системы образования для содействия их эффективному обучению (п. 66-67 Замечания общего порядка №  9 от 2006 г. Комитета по правам ребенка).

Таким образом, инклюзивное образование должно давать возможность всем учащимся вне зависимости от их особенностей в полном объеме участвовать в жизни коллектива обычного детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни и общаться со сверстниками свободно, а не изолироваться в рамках специализированных учреждений.

В Беларуси с принятием нового Кодекса об образовании инклюзивность будет реализовываться следующим образом:

Лицо с особенностями психофизического развития сможет реализовать свое право на создание специальных условий для получения образования, получение коррекционно-педагогической помощи в условиях инклюзивного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, создании специальных условий для получения образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи.

Однако, если ранее такая коррекционно-педагогическая помощь могла оказываться только в пунктах коррекционно-педагогической помощи или в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, то теперь в зависимости от степени выраженности физических и (или) психических нарушений обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при освоении ими содержания образовательных программ основного или дополнительного образования в рамках соответствующей образовательной программы и (или) отдельно в пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, данные незначительные изменения свидетельствуют о постепенном переходе к принципам инклюзивного образования и международным стандартам. Вместе с тем, из новой редакции Кодекса вытекает, что образование детей с инвалидностью и особенностями по-прежнему сопряжено с вопросами медицинской экспертизы и зависит от характера показаний к образованию.

Так, не упраздняется Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 N 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», которое автоматически направляет детей в специальные школы на основании диагноза и / или медицинского заключения, не принимая во внимание тот факт, что многие дети с обозначенными нарушениями могут успешно обучаться в общеобразовательных школах через индивидуальную образовательную программу.

Как смогут реализовываться принципы инклюзивного образования в условиях продолжаемого существования данного документа пока неясно.

2. Изменения затронули систему учреждений специального образования.Согласно новой редакции Кодекса учреждения специального образования могут быть следующих видов:

2.1. специальное дошкольное учреждение;

2.2. специальная школа, специальная школа-интернат;

2.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

2.4. иное учреждение специального образования

Соответственно были упразднены такие виды учреждений специального образования как вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат), а также специальный ясли-сад как тип специального дошкольного учреждения.

Следует отметить, что новая редакция Кодекса уделяет значительное внимание лицам с аутистическими нарушениями. Новый Кодекс об образовании дает определение таким нарушениям как разным по степени выраженности нарушениям поведения, общения и социального взаимодействия. А также указывает, что в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации коррекционно-педагогическая помощь, ранняя комплексная помощь может оказываться лицам, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

3. Крайне важным является следующее изменение:

Статья 259 действующего Кодекса об образовании устанавливает срок получения образования лицомс интеллектуальной недостаточностью во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в девять лет.

На практике данная норма приводит к целому ряду трудностей и ущемлений прав детей и родителей, в частности:

— лица с интеллектуальной недостаточностью дискриминируются в отношении права на образование, т.к. срок их обучения на уровне общего среднего образования сокращается на один год в сравнении с лицами без психофизических особенностей;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации до наступления 18 лет и возможности посещения отделений дневного пребывания инвалидов при ТЦСОН дети-инвалиды лишаются полноценной психолого-педагогической помощи и общения со сверстниками, что противоречит принципу социальной интеграции и реабилитации;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и до наступления детьми-инвалидами 18 лет в связи с отсутствием альтернатив занятости ребенка родители вынуждены увольняться с работы для того, чтобы осуществлять постоянный уход за ним. В условиях непредоставления им социальной передышки это часто ведет к эмоциональным срывам, депрессии, ухудшению здоровья.

В свете вышеизложенного весьма положительным является изменение в новой редакции Кодекса срока обучения во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с девяти до десять лет.

4. Особо позитивным изменением видится закрепление возможности получения образования в дистанционной форме.

Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся на основе использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих проведение учебных занятий (занятий), консультационных и контрольных мероприятий, текущей и промежуточной аттестации, при дистанционном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Закрепление в Кодексе об образовании данной формы получения образования имеет особую актуальность, так как даже при значительных усилиях системы образования по обеспечению доступности образования, в ряде случаев дистанционное образование остается наиболее приемлемой для  людей с инвалидностью формой получения специальности.

5. Важно, что новая редакция Кодекса также сохранила следующие льготы и преференции для детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов с детства, инвалидов кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства:

  1. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  2. возможность получения социальной стипендии;
  3. возможность бесплатного проживания в общежитии;
  4. предоставление места работы по распределению с учетом состояния здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены);
  5. освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством, на их подготовку при невозможности предоставления путем перераспределения, перенаправления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного места работы;
  6. прием вне конкурса для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов;
  7. преимущественное право зачисления при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования (инвалиды III группы);

Подготовила Анастасия Коновалова, 
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ» 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *