Великий Октябрь и современность

Общество

После Февральской революции и свержения Николая II власть в Российской империи перешла к Временному правительству во главе с А. Ф. Керенским. В стране возникла неопределенность. На фабриках и заводах, в армии начали стихийно образовываться Советы, которые впоследствии сыграли ключевую роль. Эту роль первым обозначил В. И. Ленин в известных «апрельских тезисах»:
«Создание республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. Переход к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов».
Именно эти тезисы после событий Октября 1917 года стали фундаментом для возведения в России нового типа государства, основанного на социалистическом владении собственностью и ведущей роли пролетариата (угнетаемые слои общества), который сам создает и контролирует власть. На политической карте мира появились буквы РСФСР, а позже – СССР. Следует не «забывать», как это присуще практически всем «спорщикам», что построением нового типа общества руководила партия большевиков, опиравшаяся на революционную теорию, известную под названием «марксистская теория». Новое государство – Страна Советов – выдержало беспрецедентно жестокую схватку с внутренними врагами, вступившими в сговор с интервентами стран Антанты (Гражданская война). «Коммунистические идеи» стали распространяться по всему миру, коммунистические партии были образованы в большинстве стран.
Даже в сердце капиталистической Америки известный писатель Джон Рид, свидетель и участник Октябрьской революции 1917 года, организовал Коммунистическую рабочую партию. В своей книге об Октябрьской революции – «Десять дней, что потрясли мир» писатель отразил «изумительное чувство свободы» и понимания со стороны обычных людей, отметил, что мир полностью изменился и люди сами изменились. Результаты этой революции превзошли ожидания всего мирового сообщества.
Гигантский шаг в развитии СССР сегодня никто не подвергает сомнению. Однако в вопросах влияния Октября на события в жизни народов всего мира по-прежнему можно встретить самые разные суждения.
Американский режиссер Оливер Стоун, специализирующий на съемках документальных фильмов о важных исторических событиях в мире и создавший известный фильм «Украина в огне», о событиях 1917 года высказывается следующим образом:
«После революции 1917 года в России американцы были напуганы, опасались влияния идей большевиков на рабочий класс в США. Во власти и деловых кругах отношение к революции было негативным с самого начала, и это никогда не менялось. В годы правления президента Вудро Вильсона США направляли войска в Россию, чтобы разгромить революционеров. Америка признала СССР только в 1933 году при Франклине Рузвельте».
О влиянии Великой Октябрьской революции на последующие мироустройство пишет и главный печатный орган британских коммунистов – газета «MORNIG STAR»: «вклад коммунистов стал ключевым, они были на передовой в освободительной борьбе в Китае, Вьетнаме, Кубе, Южной Африке и во многих других странах. Под влиянием социалистического лагеря прошли антиколониальные движения во всем мире. Соцлагерь их обеспечивал всем – от дипломатической поддержки ООН до финансирования и поставок оружия, когда то было необходимо.
В настоящее время некоторые политики и философы пытаются объяснить факт социалистической революции не как закономерное развитие общественных отношений, а как исключительное, сугубо российское явление, как результат заговора кучки большевиков. В своих объяснениях такие теории тщательно избегают понятия «классовая борьба» (общественная категория). Естественно, что в данной статье нет возможности подробно остановится на этом понятии, однако известно, что классовая борьба возникла объективно и существовала издавна в различных исторических формах. Это восстание итальянских рабов, руководимое Спартаком, которое в античные времена было, как утверждают историки, самым мощным организованным выступлением угнетенных и нанесло сильнейший удар по господствующему рабовладельческому строю. Историки могут перечислить десятки крупных крестьянских восстаний в Российской империи, множество буржуазных революций в других странах. Большинство этих восстаний и революций терпели поражение, но идеи «свободы, равенства и братства» никуда не исчезли и приносили новые плоды. Казалось бы, что человечество развивалось, шло, двигалось вперед, а бунты не прекращались. Мыслители прошлых веков не раз искали этому причины. Оказалось, что во всех предыдущих формациях неизменным оставалось классовое разделение людей, менялись формы, но суть эксплуатации и угнетения одних другими оставалась прежней. Рабовладельцы сменялись феодалами, феодалы – помещиками и капиталистами. Октябрьская революция существенно изменила такое положение в общественной жизни людей. Впервые в революционной борьбе масс была поставлена задача построения нового, бесклассового общества. Руководство решения этой задачи взяла на себя партия большевиков, опираясь на определенную революционную теорию – немецкую философию, английскую политическую экономию и французский социализм.
Октябрьская революция впервые изменила положение в общественной жизни людей. Пример Советского Союза показал возможность принципиального переустройства жизни людей, доказал реальность и указал путь построения государства нового типа. По мнению прогрессивного человечества, ни переписывание истории, ни борьба с коммунистической идеологией уже не могут остановить движение человечества к справедливому общественному устройству. Большевики взяли на себя после штурма Зимнего дворца роль собирателей или, по дословной цитате В. И. Ленина, «превратились в главных защитников Отечества», предложив народам, желавшим самоопределение, достойную альтернативу будущему. И между собой «15 республик – 15 сестер», несмотря на отдельные проявления бытового национализма, жили дружно до самого распада СССР. В строительстве СССР, на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны они были едины. Первые декреты новой власти – о бесплатном образовании, медицинском обслуживании, о восьмичасовом рабочем дне, о страховании рабочих и служащих, о свободе совести и отделении церкви от государства, о равных правах для женщин, о ликвидации сословий и званий приводили всех жителей к одному общему знаменателю – званию гражданина.
Сам факт существования Советского Союза как субъекта международных отношений и международной политики, его авторитет и геополитическое влияние в послевоенном мире является бесспорным и исторически закономерным. Светский Союз по праву стал историческим феноменом XX века.
Мировая буржуазия не могла принять исторический выбор, сделанный народами России после Октября 1917 года. Отныне ее стратегическая цель и главная задача состояли в уничтожении любыми средствами первого в мире Советского государства. Это предопределила на многие десятилетия вперед единство Запада против России, а также устойчивую русофобию в международной политике.
Вторая мировая война стала испытанием на прочность социализма как модели государственного и цивилизованного развития. Итоги лобового столкновения СССР и агрессивных сил привели к выходу социализма за рамки отдельного государства и создания мировой социалистической системы. Увидев бесплодность своих попыток, капиталистические страны перешли к более изощренным средствам и методам: информационно-идеологическим, дипломатическим, внедрению культуры, разлагающей нравственные основы советского общества, особенно молодежи.
В идеологической борьбе с Советским Союзом первостепенное значение придавалось новейшим техническим средствам информации, прежде всего, телевидению, интернету. Разрушение советского общества произошло не в результате внешнего вооруженного вторжения или экономической блокады, а вследствие массированного пропагандистского, психологического воздействия Запада на граждан страны. Буржуазная идеология с ее безграничной свободой упорно разрушала принципы, которые пронизывали советскую систему ценностей: коллективизм, подлинный гуманизм, патриотизм и интернационализм, устремленность человека в будущее.
Все это стало возможным при прямой поддержке государственной власти на пространстве бывшего СССР. На волне «бархатных революций» в постсоциалистических странах, а также в некоторых постсоветских республиках к власти пришли ненавистники Советской власти, сотрудничавшие с нацистским режимом. Именно эта часть политической элиты стала инициатором пересмотра итогов Второй мировой войны, предприняла агрессивные действия по сносу памятников советских воинов-освободителей в своих странах.
Несмотря на то, что мир находится на витке цивилизованного развития, внутренняя природа капитализма остается неизменной: частная собственность и деньги по-прежнему определяют характер общественных отношений, безудержная погоня за прибылью и накоплением капиталов, всеобщая эксплуатация и мировые кризисы – неотъемлемая составляющая современной жизни человечества.
Актуальным до настоящего времени остаются выводы В. И. Ленина о том, что выход из кризиса мировая буржуазия будет искать в развязывании империалистической войны.
Все более очевидным является усиление тоталитарных тенденций в политике ведущих государств, прежде всего США, которые открыто демонстрируют насилие, превращаются в мирового жандарма. Американская доктрина «нового мирового порядка» превратила весь мир в зону национальных интересов США. Следствием этого стали размещение ПРО в Европе, военного присутствия и политического влияния различных империалистических центров в Центральной Азии, расширение зоны военного противоборства на Ближнем Востоке, поддержка братоубийственной войны на Украине.
И, вместе с тем, нынешние годы отмечены крайним обострением внутренних противоречий мирового капитализма и, в особенности, его главной цитадели – американского империализма усилением социально-политической неустойчивости сложившегося миропорядка.
Примечательной чертой нынешнего времени является все возрастающая политическая активность молодежи ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки. Вступление на политическую арену молодого поколения планеты еще более подтачивает общественную опору власти стран с национальной финансовой олигархии. Выступая против империализма, молодежь планеты борется за мир, солидарность к социальной справедливости. Опираясь на прошлое, молодежь стремится создать будущее с человеческим лицом.
Об этом ярко свидетельствует грандиозное событие мирового масштаба – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи. Фестиваль прошел под девизом «За мир, солидарность, социальную справедливость. Мы боремся против империализма, уважая наше прошлое, мы строим наше будущее». Выступая, президент всемирной организации демократической молодежи Никос Пападимитриу сказал: «Нас принимает страна героев, победивших во Второй мировой войне и сто лет назад изменившей историю». В настоящее время выстраивается новый подход, который уже сейчас проявляет свою суть – идею примирения всех эпох. «Уроки истории нужны нам для примирения» – отметил В. В. Путин, президент РФ в своих последних знаковых обращениях и выступлениях, а также подчеркнул, что никто не может запрещать людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации и призвал к укреплению единства.
Свою идею выдвинул лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов: «Если мы будем опираться на все лучшее в этой эпохе, мы многого добьемся. Наша задача – соединить все три эпохи: имперскую, советскую и нынешнюю». Свое осмысление о примирении поддержали на заседании высшего церковного Совета Российской православной церкви в храме Христа Спасителя. Остается дело за массами – «признать», «осознать», «осудить» или «понимать» – и «примирение и идеи единства» в таком случае будут достигнуты.
Опыт прошлого многогранен. Несмотря на многочисленные попытки похоронить Октябрьскую революцию, ее события будут еще долго будоражить умы тех, кто стремится к собственных поискам сущности общественного бытия. Свидетельством этому являются протестные движения, митинги и демонстрации во всем мире, направленные против политики глобализации капитала, военного вмешательства во внутренние дела суверенных государств, со стороны развитых капиталистических стран. Миллионы людей на планете все больше убеждаются в том, что многовековые человеческие идеи социальной справедливости и солидарности, дружбы народов могут быть воплощены в жизнь только путем свержением власти капитала и торжества социализма.
В. Г. ЖЕЛЕЗНОВ, историк,
Л. С. ШЕЙКО,
научный сотрудник
Центра истории и культуры.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *