Супруги Молчановы из Красной Слободы внесли значительный вклад в систему образования Октябрьщины

Главное Общество Человек и его дело

Владимир Петрович и Лариса Николаевна Молчановы посвятили себя детям. Оба – ветераны педагогического труда, заслуженные учителя в районе, уважаемые люди. Им всегда были присущи мудрость, гражданская позиция и понимание задач. За обучение и воспитание подрастающего поколения имеют много заслуг. Владимир Петрович награжден грамотой Министерства образования Республики Беларусь. Значимыми наградами областного и районного уровней отмечена Лариса Николаевна. И это далеко не всех их достижения. Но главное – супруги Молчановы внесли значительный вклад в систему образования Октябрьщины, научили и воспитали не одно поколение учеников. В Красной Слободе эта семья – легенда.

Петрович сказал: хочу учить детей и пошел

— Владимир Петрович, расскажите о периоде жизни, когда приняли решение стать учителем, ведь именно тогда начиналось ваше становление в педагоги.

— Родился я в Калининградской области. Мой отец – украинец, а мама – белорусская, местная, из Рожанова. Жила в Поречье. Так сложилось, что дороги судьбы привели меня сюда, на мамину родину. В 21 год оказался перед дилеммой: продолжить работу в торговле, до армии я успел поработать в сельпо, или же пойти в школу. Почувствовал, что счастливым меня сделает способность давать детям знания. После армейской службы поступил в Могилевский пединститут на математический факультет, где и повстречался со своей Ларисой Николаевной. Так что в педагогику мы пришли каждый своей дорогой.

— Чем запомнилось это время?  

— Это были самые запоминающиеся годы: студенчество, молодость, любовь. В институте я повстречался с Ларисой Николаевной, которая стала моей спутницей жизни (нежно обнимает ее и оба улыбаются). Мы сидели за одной партой. Она помогала мне с немецким языком, я ей – с математикой. Потом мы поженились. Первые годы жили в Лопатичах — на родине Ларисы Николаевны. Преподавали математику в сельской школе. Хотелось стать кузнецами своего счастья. Старались, трудились, и у нас это с Ларисой Николаевной не плохо выходило. Всегда были рядом, на подхвате друг у друга.  

Докажи, что можешь все!

— Сложно представить, что истинный педагог откажется от любимого дела. Если бы вам, Владимир Петрович и Лариса Николаевна, предложили выбрать другую профессию, согласились бы?

— Педагогика – наше призвание (добавляют супруги). И это не высокие слова, а правда жизни. Не шутка вам, больше четырех десятков лет  каждому отдать детям, их обучению и воспитанию. Первые шаги в профессию начинались в Лопатичской школе. Отработали там три года. Еще целое десятилетие учили детей в Гиженке. Школа там была построена при мне новая,  просторная, светлая (уточнил Владимир Петрович). Я был директором, Лариса Николаевна – вела математику. Условий для обучения по тем временам лучших было не найти. Но Чернобыльская трагедия изменила все наши планы на жизнь. Мы вынуждены были сменить место жительство. Выбрали самый чисты, тихий Октябрьский район. Так мы попали в Красную Слободу учителями, у которых педагогическая деятельность была уже отлажена. Сколько их потом еще было, уроков?!

— Что оставили после себя в этой школе?

— Этот период для нас самый памятный. Практически большая часть нашей педагогической деятельности прошла именно здесь. В первую очередь мы думали о деле, о работе. Нашими мечтами всегда было что-то крупное, грандиозное, мотивирующее. Сегодня, без обид сказано, молодежь, конечно, более образованная, но порой уж слишком прагматична. А раньше – один за всех, и все — за одного. Такие были дружеские отношения! Все — как родня, как братья и сестры. У меня, как у директора, было задач больше всех. Первое, за что взялись по приезду в агрогородок, создание комфортных условий для учеников и учителей. Это стало не просто целью, а наваждением. Старались все: и учителя, и дети. Придали школе внешний вид. Перед зданием появились асфальтированные дорожки. Покрасили и поклеили классы, преобразили школьные коридоры. Заложили парк и создали зимний сад с фонтаном и огромным количеством цветов. За ними Лариса Николаевна ухаживает, кстати, до сих пор. Еще в далеких 80-х я стал инициатором зарабатывания собственных средств. Мы первые в районе построили школьную теплицу площадью около ста квадратных метров. Учителя вместе с детьми выращивали овощи для школьной столовой. Получали собственную прибыль от реализации излишек выращенных помидор и перцев, огурцов и капусты. Продавали рассаду, зарабатывали деньги для школьных нужд, как могли.  У нас была самая богатая  по тем временам школа. Кстати, организовали питание школьников без общепита. На такую систему за нами перешли и остальные учреждения образования района.  

Без перерыва на выходные и праздники

— Кто знаком с педагогикой, тот знает, что труд учителя, действительно, работа не только в школе, но и дома, и даже в выходные и праздники. А вы еще и семейная пара, которая после школы вместе дома. Как, Владимир Петрович и вы, Ларисы Николаевна, воспринимаете этот знак судьбы?

Нам никак не машет тот факт, что мы муж и жена, что трудимся в одном коллективе, а после работы тоже вместе. В школе – мы педагоги, и никаких личных отношений, а дома, безусловно, родные люди. Но и здесь разговоры о планах, учебе, школьниках, не прекращались. Говорили, как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства. Удивительно, но о своей профессии мы можем говорить долго. У нас всегда находились общие темы для разговоров. За годы наставничества накопилось много  необычных историй (уточняет Владимир Петрович). Вот я, например, помню, как учил одну учительницу не таить обиду и быть приветливой при любых обстоятельствах. Прихожу в школу раньше всех, стаю у входной двери, встречаю коллег и громко со всеми здороваюсь. Той учительнице еще громче приветствие посылаю. И так два дня. На третий слышу: «Здравствуйте, Владимир Петрович!».  

— В образовательном процессе при вас, Владимир Петрович, наверняка, было немало новшеств?

— В этом направлении старались в первую очередь, все-таки в школу дети шли за знаниями. Мой вектор мечты – как можно больше и качественно давать ученикам знаний — оставался неизменным. Все это зажигало, наполняло жизненной энергией и нескончаемой мотивацией. При мне был введен факультативный курс «История родного края», который базировался исключительно на местном материале. Ученики собирали исторический материал и делали «Летопись фронтовика». Примечательно, что ребята имели возможность фиксировать воспоминания очевидцев войны на видеокамеру, что в те годы было свойственно далеко не всем сельским школам, чтобы ценить и помнить нашу общую историю. Мы внедряли на уроках французские мастерские. Сегодня подобная методика отработана, а в то время  никто об этом и понятия не имел. Самостоятельно организовали изучение английского языка с 1 класса, ввели четыре урока физкультуры вместо двух. Здоровый образ жизни оставался приоритетным направлением в обучающем процессе. Еще одно ноу-хау для большинства сельских школ района было профильное обучение. Каждый педагог старался использовать в своей работе информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии, проектное обучение. И приходили к стопроцентному результату.

Связаны крепче крепкого

— Считаете ли вы себя счастливыми людьми? Как изменились взгляды на жизнь, педагогику спустя годы?

—Почему-то не всем дано узнать, что есть счастье для человека. К нам судьба оказалась благосклонна, поэтому, для нас – это взаимное чувство, пронесенное через всю жизнь. 45 лет в браке и столько же в педагогике, 32 из которых в Краснослободской школе – пролетели на одном дыхании. Не успели оглянуться, как улетели из родительского гнезда наши дети. Кстати, оба остались на своей малой родине. Не уехали дочь и сын в город в поисках небывалого счастья. Оба работают в райцентре на госслужбе. Подарили нам троих внуков. Для дедушки нет большего счастья, чем знать, что есть продолжение рода Молчановых. Были и остаемся сильными, волевыми, целеустремленными людьми. Иметь способности учителя – еще полдела (высказалась Лариса Николаевна). Нужно еще обладать и дарованиями психолога. Именно такой Владимир Петрович – настоящий учитель не только для чужих детей, но для своей семьи. Он — хозяйственник, человек с непревзойденной интуицией, без которой, кстати, бессилен любой талант.  

* * *

Познакомившись с семьей Молчановых Владимира Петровича и Ларисы Николаевны, для меня они стал воплощением особой  касты в педагогическом деле – касты талантливых учителей. Они до сих пор остаются одновременно приветливы и открыты, добры и радушны. На мой взгляд, ко всем. Они не любят похвалы в адрес своих личностей. Эти педагоги просто дают знания детям, личным примером показывают, как нужно работать, и как стоит дорожить друг другом. Во время нашего разговора с супружеской парой было видно, что ближе друг друга для них нет никого, а понимание и взаимовыручка в этой семье на первом плане.   

От активной педагогической деятельности Владимир Петрович и Лариса Николаевна не ушли. Оба на заслуженном отдыхе, но продолжают преподавать математику в своей школе. Без педагогики они не могут, напоминают молодым коллегам, что не нужно катиться по накатанному, даже если за плечами есть богатый опыт и трудовой успех.

Наталья Евенко. Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *