В соответствии с Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 №757, одним из основополагающих направлений государственной политики в области безопасности дорожного движения является принятие исчерпывающих мер по обеспечению условий для оптимального передвижения граждан с ограниченными возможностями.
В Республике Беларусь на учете в органах по труду, занятости и социальной защите находится более 540 тыс. инвалидов, из которых 83 тыс. – инвалиды I группы. Общее количество инвалидов составляет 6% всего населения республики.
Люди с ограниченными возможностями и инвалиды – наиболее уязвимая категория граждан, для которых обеспечение безусловного соблюдения их прав и интересов является актуальной и жизненно необходимой задачей государства.
Исходя из требований ст.ст. 4, 24 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», все органы и организации обязаны обеспечить полноправное участие инвалидов в жизни общества и создать безбарьерную среду для их жизнедеятельности.
В целях реализации вышеуказанных положений особое значение приобретает возможность использования инвалидами личного транспорта и свободной парковки в специально предназначенных для них местах.
Для защиты прав инвалидов и гарантий обеспечения им возможности беспрепятственного пользования стоянками с 28.08.2013 г. введена специальная административная ответственность за неправомерную стоянку транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, по ч. 2 ст. 18.22 KoAП.
Однако, как показал мониторинг, водители транспортных средств игнорируют требования ПДД, неправомерно используют места для стоянки и парковки, препятствуя свободному доступу лиц с ограниченными возможностями к торговым и социальным объектам. Очевидные и системные нарушения правил остановки и стоянки, правовой нигилизм со стороны водителей, пренебрежение ими нормами этики и морали происходят на фоне попустительства нарушениям со стороны владельцев гостевых парковок объектов торговли и оказания услуг.
В соответствии с Положением о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 г. №1851, основными задачами ГАИ являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения, организация и осуществление мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также выявление причин и условий, способствующих нарушению ПДД.
Меры по пресечению нарушений со стороны органов ГАИ, а также администраций субъектов хозяйствования (владельцев мест для стоянки и парковки транспортных средств) и подчиненных им служб безопасности не принимаются, работа в данном направлении не организована.
Только в ходе проведенного 13.05.2016 г. мониторинга за нарушение правил остановки и стоянки на территории торговых центров (Ленинский район г. Минска) к административной ответственности привлечен 21 водитель транспортных средств, в том числе с эвакуацией автомобиля с места совершения правонарушения.
В соответствии с требованиями ст.ст. 15, 23, 24 Закона Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» работники охраны организаций при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности людей, обязаны принимать меры по ликвидации указанных нарушений.
Таким образом, принятие мер по пресечению совершения правонарушений, в том числе создающих угрозу безопасности людей и влекущих ущемление законных прав лиц с ограниченными возможностями, входит в компетенцию администраций объектов торговли и оказания услуг.
Игнорирование норм законодательства об охранной деятельности со стороны администраций объектов торговли и оказания услуг является прямым нарушением требований выданных субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на право осуществления охранной деятельности.
Исходя из положений ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» деятельность исполнительных и распорядительных органов направлена на решение вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.