Понимать «детей дождя»

Общество

Работать психологом, погружаясь в проблемы, страхи, переживания людей, непросто. А быть психологом в коррекционном центре, где клиентами являются дети с особенностями в раз­витии и их родители, сложнее вдвойне. Педагог-психолог Октябрьского районного центра коррекционно-развивающего центра и реабилитации Рита Карпенко со спецификой своей ра­боты научилась справляться не сразу.

С детства Рита мечта­ла быть учителем младших классов. И свою мечту осу­ществила, приехав моло­дым специалистом в толь­ко открывшуюся школу в деревне Гать. Работа при­носила большое удоволь­ствие, о том, что придется стать психологом, молодая учительница даже не дума­ла. Но неожиданно ее пе­ревели в детский сад №1 именно на эту должность. Общаться с малышами Ри­те Юрьевне тоже очень нра­вилось. И, казалось, что в детском садике она обосну­ется надолго. Но в 2003 го­ду в Октябрьском открыва­ется центр для обучения и реабилитации детей с инва­лидностью. И Риту Юрьевну отправляют туда работать в качестве психолога. После активных и здоровых детей из детского сада новые вос­питанники педагога не ис­пугали,но заставили сердце сжиматься, а слезы сами по себе наворачивались на глаза. Первый год работы в центре прошел как в тумане. Рита Юрьевна вспоминает, как в начале своей работы поехала перенимать опыт у коллег из аналогичного коррекционного центра в город Калинковичи. Во время занятий у одного из воспитанников случилась ис­терика. Педагоги не могли успокоить ребенка и позвали психолога. Молодой парень стремительно обнял мальчика, поведение которого было очень агрес­сивным, и тихонько опустил на пол. В обнимку они просидели некоторое вре­мя, психолог шептал ребенку какие-то слова успокоения. Обернувшись к кол­леге, сказал: «Если ты так сможешь, то будешь работать дальше».

Сколько раз потом приходилось и об­нимать, и успокаивать детей во время общения с ними. Ведь психика у многих нестабильная, завести особого ребен­ка может любая мелочь. Надо видеть, как спокойны в такие моменты педагоги -центра. Но, с одной стороны, они при­выкли. А с другой — научились прини­мать и понимать детей с физическими

или психическими проблемами такими, какие они есть. Рита Юрьевна рассказывает, что в первый год работы в центре постоянно плакала, воспитанники ей снились по ночам, их проблемы все время держала в голове. Педагогу хотелось более спо­койной работы. Но в какой-то момент появилось понимание, что жизнь не зря дала ей такое испытание. Что если не она, то кто будет заниматься с этими детьми, поддерживать их родителей. А еще серьезно заболел сын. И вытянуть, собственного ребенка из лап болезни Рите Юрьевне помогла работа. — Я смотрела, как мамы и бабушки изо дня в день работают с детьми, у ко­торых тяжелые патологии, и не опуска­ют руки. И понимала, что я сама должна быть сильной и делать все, чтобы мой ребенок стал здоровым и полноценным, —  вспоминает психолог.
Сына Рита Юрьевна вытянула и посте­пенно полюбила свою работу. — Случайных людей у нас в центре нет, —  говорит она. — Здесь остаются рабо­тать люди с большим сердцем. Кто не выдерживает, тот ищет другую работу.
Мы воспитанников центра иначе как наши дети не называем. Они наши дочки и сыновья. За 15 лет работы в центре педагог-психолог заметила, что если раньше воспитанниками были дети с болезня­ми Дауна или ДЦП, то теперь все чаще у них обучаются ребята, страдающие ау­тизмом. Это физически здоровые маль­чики и девочки, но они полностью погру­жаются в себя, и от этого у них возника­ют проблемы с окружающим миром. — Когда идет дождь, мы с вами видим мокрое стекло, а они — каждую капельку. Поэтому детей с аутизмом и называют «детьми дождя». Находим общий язык с каждым таким ребенком. У них есть схо­жие черты, но у всех свои особенности, — поясняет педагог. Рита Юрьевна может бесконечно го­ворить о работе. В общении с ней вид­но, что человек горит своим делом. Она считает, что к особым детям нужно от­носиться как к равным, но в то же время проявлять заботу и уважение. Да и во­обще люди должны быть добрее друг к другу. И мир вокруг тогда станет лучше.
Ирина ЛЕШКОВА. Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *