Один день из жизни комбайнеров ОАО «Октябрьский-Агро»

Жатва-2022 Сельское хозяйство

На примере обычного рабочего дня в ОАО «Октябрьский­-Агро» мы проследим важность и значимость профессии хлебороба во время сдачи главного экзамена сельскохозяйственного года – уборки зерновых культур.

Утренних забот – невпроворот

 
Перед началом жатвы в урочище «За мхом» старший комбайнер Николай Жинко (слева) и комбайнер Юрий Прокопович
 
Июльские ночи коротки: не успеют раствориться над горизонтом вечерние сумерки, как уже на противоположной стороне начинает заниматься заря следующего утра. Соответственно, недолог и отдых тех, кто трудится в поле на жатве – нужно сделать как можно больше за время светового дня, потому что хлебный колос, перезревая, ждать не будет. Да еще и переменчивая погода, такая, как нынче, может внести нежелательные коррективы в трудовой ритм аграриев.

Рабочий день у комбайнеров открытого акционерного общества «Октябрьский-Агро» и некоторых других участников жатвы начинается в 6.30 утра, когда они собираются на мехдворе хозяйства, а в 9 часов уже должны выехать к месту уборки колосовых.Комбайны в поле могут отправиться и позже – все зависит от того, как быстро хлебная нива просохнет от росы. Тем не менее, в столь ранний час, находясь на территории механического парка, работники не сидят сложа руки – хлопот хватает.Это техническое обслуживание зерноуборочных машин, регулировка их рабочих органов, а главное, очистка узлов и механизмов комбайна от пыли и растительных остатков после вчерашнего обмолота участков зерновых культур. Для быстрого и качественного выполнения последней из перечисленных операций используется компрессор, также комбайнеры дополнительно вооружаются щетками и ершиками, приводя свои «степные корабли» в порядок. Иначе и нельзя: неочищенная жатка и другие механизмы могут привести к сбою в работе в самый ответственный момент, да и пострадает качество обмолота. На это обстоятельство каждый раз обращается повышенное внимание.

За утренней очисткой механизмов комбайна после вчерашней жатвы старший комбайнер нового КЗС-1218 Валентин Прокопович (справа) и комбайнер Андрей Маскальчук

Вот подготовка комбайнов закончена. Осталось их заправить топливом, получить путевой лист и можно отправляться на хлебное поле.Однако есть еще одно важное условие – каждый участник жатвы обязан пройти медицинское освидетельствование с использованием алкотеста. Без этого к работе не будешь допущен, а если «не в норме» – тем более. Все хлеборобы давно уяснили, что личная дисциплина в данный ответственный период должна быть на высоте, иначе на успешную и продуктивную работу можно не рассчитывать.

К слову, на уборке зерновых и зернобобовых культур в ОАО «Октябрьский-­Агро» в настоящий период задействованы 4 зерноуборочных экипажа, каждый – в полном составе. Это механизаторы Николай Жинко с помощником Юрием Прокоповичем, Валентин Прокопович в паре с Андреем Маскальчуком, два Сергея – Мартинович и Щерба и тандем семьи Холодок – Валерий, как старший комбайнер, и его сын Константин. В среду все они выехали на хлебную ниву хозяйства в сопровождении трактора с противопожарной емкостью в начале десятого утра – раньше не позволяла повышенная влажность колосовых культур.

За штурвалом комбайна – почти без перерыва

Семейный экипаж КЗС-1218: Валерий Холодок (справа) и его сын Константин на поле близ деревни Залесье

Вообще нынешнее лето не балует аграриев хорошей погодой: в частности, уборка зерновых на текущей неделе периодичес­ки приостанавливалась из-­за дождей. Вот и наши зерноуборочные экипажи из ОАО «Октябрьский­-Агро» на два дня задержались в небольшом по площади урочище «За мхами» недалеко от деревни Залесье. Здесь озимая рожь занимает 26 гектаров, а до ненастья удалось сжать и обмолотить только 11.

По свидетельству комбайнеров, состояние колосовых в нынешней уборочной кампании хорошее: и урожайность выше, чем в прошлом году, и сорняки докучают меньше, что способствует продуктивной работе зерноуборочных машин.Скорость их движения – обычно около 5 километров в час, а где рожь полегла(таких участков пока встречается немного), доводится проходить за это же время не более полутора ­двух километров. Это делается опять же в целях качественного обмолота, чтобы все зерна из колосков попадали в бункер комбайна, а не оставались просыпанными на поле. Такого расточительства допускать нельзя, что прекрасно понимают все без исключения комбайнеры ОАО «Октябрьский­-Агро»,выполняя свою работу с высокой оценкой качества.

На часах – начало второго. Пока мы беседовали с участниками жатвы на поле в направлении Залесья, подвезли обеды прямо на место.График доставки горячих блюд из столовой деревни Лавстыки соблюдается с точностью. Сам же обеденный перерыв короткий – в такую горячую пору засиживаться некогда. А за штурвалом зерноуборочных машин комбайнеры проводят практически без перерывов по 8­9 часов, случается и несколько больше. Ничего не поделаешь: того требует регламент уборочной страды – основного экзамена для хлеборобов на протяжении сельскохозяйственного года.

Отработал – на постоянное место стоянки

После трудовой вахты осталось только определить комбайн на стоянку (экипаж комбайна КЗС-10: Сергей Мартинович (слева) и Сергей Щерба)

 

Те времена, известные нам сейчас разве что по старинным кинолентам, когда комбайны оставались ночевать прямо на хлебной ниве,давно прошли. Ближе к вечерним сумеркам вереница «степных кораблей» из пригородного хозяйства, несмотря на любую отдаленность уборочных площадей (хотя на данном этапе жатвы трудятся близко – за 4­5 километров от центра хозяйства),ежедневно возвращается в механический парк. Там будет обеспечена охрана комбайнов, предоставлен ряд возможностей для выполнения качественного техобслуживания и ремонта. Правда, по приезде на мехдвор заниматься оприходованием комбайнов у хлеборобов уже нет времени,  да и сказывается усталость после напряженного трудового дня. Остается поставить зерноуборочную машину на место, еще раз проверить ее, закрыть кабину на ключ. Все желающие могут принять горячий душ прямо в помещении мастерских, где, кстати, на днях приобретено новое водонагревательное оборудование, и домой. А завтра снова тем же маршрутом на очередную трудовую вахту к новым на молотам, пополняющим наш общий хлебный запас, укрепляющим продовольственную безопасность страны в целом.

Юрий Касперович.

Фото автора.             



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *