Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры. Злоумышленники умело заговаривают пожилых людей, убеждают в своей правоте, и те отдают им свои сбережения. Развод на деньги в интернете – один из излюбленных злоумышленниками методов обмана стариков.
В Гомельской области за 8 месяцев текущего года потерпевшими от хищений имущества путем модификации компьютерной информации (ст. 212 УК Республики Беларусь) стали 112 пенсионеров (11,7% об общего количества потерпевших по данным преступлениям). Мошенники заполучили денежные средства пенсионеров, используя метод «вишинг» (когда звонят сотрудники якобы банка или милиции) – 56,3%, после перехода пожилыми гражданами по фишинговым ссылкам в сети Интернет и ввода своих реквизитов банковских карт либо паспортов – 20,5%, после хищения либо утери банковских карты пожилым гражданином – 23,2%.
Почему пенсионеры — самая уязвимая категория?
-Людьми преклонного возраста легко манипулировать. Они наивны и доверчивы, их проще ввести в заблуждение, запугать.
-Пенсионеры плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в интернете.
-Людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счёту.
-Пожилые люди привыкли безоговорочно доверять каждому, кто произнесёт «соцслужба», «милиция», «собес» или волшебное слово «бесплатно».
-У пенсионеров, особенно одиноких, ввиду изолированного образа жизни обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.
Простая схема манипулирования людьми: сотрудник милиции сообщает по телефону, что родственник пенсионера попал в ДТП или совершил преступление. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужна взятка. Требуется перевод денег или их передача курьеру. Важно помнить и предупредить близких: если поступает подобный звонок, в первую очередь нужно лично позвонить «пострадавшему» и убедиться, что у него всё хорошо. Обратитесь в милицию, чтобы пресечь противоправную деятельность мошенников.
Так же распространенный способ обмана доверчивых пенсионеров, когда аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и код безопасности — то есть то, что сообщать нельзя.)
Как избежать афер с лжебанкирами:
— не вступайте в переговоры с незнакомцем. Положите трубку и самостоятельно обратитесь в банк по номерам, указанным на официальном сайте.
— не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.
— не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.
— ни под каким предлогом, ОСОБЕННО ПО ТЕЛЕФОНУ, не передавайте и не сообщайте платежные реквизиты, полный номер карточки и срок ее действия, логин и пароль к интернет-банку, иную персональную информацию.
-ни под каким предлогом не отправляйте реквизиты карты фотоизображения по сети Интернет.
— не сообщайте данные, полученные в виде SMS-сообщений: сеансовые пароли, код авторизации, пароль «3-D Seсure» и т.д..
В случае утери или кражи карты необходимо незамедлительно заблокировать ее по телефону, или обратиться в банк.
Применяйте все доступные способы защиты, предлагаемые банками (двухфакторная авторизация, смс-оповещение о расходных операциях, лимит снятия денежных средств и др.).
Отделение уголовного розыска