Большинство из нас на вопрос, была ли у него в детстве самая любимая игрушка, мечтательно улыбнется и вспомнит плюшевого медведя, подаренную на день рождения куклу, потрепанного зайца.
Для чего игрушка? «Чтобы играть», — скажут дети. Играть – значит изучать ее цвет, вкус, детали, способы разбора (и может быть обратного сбора). Играть – значит придать новый смысл знакомому предмету. Например, банальный кубик может быть и домиком, и машинкой, и пирожным, и лошадью. Роботы, куклы, фигурки животных, предметы быта – великолепные игрушки. Любой предмет в руках ребенка – уникальная игрушка. С одним маленьким условием: взрослым не нужно вмешиваться. Первая симпатия к определенной игрушке (а в некоторых случаях даже к детскому одеяльцу!) может возникнуть, когда ребенок начинает осознавать, что он уже не одно целое с матерью: есть «он», а есть «другие».
Чем может помочь малышу любимая игрушка?
Игрушка может помочь справиться с болезненными переживаниями и стрессовыми ситуациями: далекое путешествие, адаптация к детскому саду, переезд. Игрушку можно взять с собой на прием к врачу для придания храбрости. Она может помочь спокойнее засыпать в своей кровати или справиться с чувством тоски по родителям, если малышу приходится провести какое-то время вдали от дома.
Что делать родителям?
ü не высмеивать тесную привязанность ребенка к любимцу и не пытаться разлучать ребенка с любимой игрушкой раньше, чем он сам будет к этому готов;
ü помочь найти постоянное место для любимой игрушки, «домик», чтобы ребенок всегда знал, где он может ее найти;
ü постараться убедить малыша не уносить игрушку из дома слишком часто. «Идем на улицу – зверушка ждет нас дома, так она не запачкается и не потеряется»;
ü если игрушка порвалась, предложить ребенку починить ее;
ü спрашивать разрешения, прежде чем постирать игрушку. Дети с повышенной чувствительностью могут болезненно воспринять эту процедуру, опасаясь, что стирка сильно повредит их любимцу.
Помните! Ни одна игрушка не заменит совместного общения с ребенком. Если ребенку не будет доставать теплых родительских эмоций, он может начать добирать их с помощью игрушечного друга. Тогда вполне вероятна чрезмерная привязанность, которая может испугать родителей, особенно, когда в семейном кругу в присутствии мамы и папы ребенок все равно предпочитает общение с игрушкой. Если же в семье есть прочная душевная связь родителей с детьми, то игра останется игрой. И по мере того, как ребенок будет расти и научится управлять эмоциями, ему станет легче воспринимать любимца не как главного утешителя, а просто как игрушку, которая всегда будет важной частью его детства, даже когда само детство останется далеко позади.
Государственное учреждение «Октябрьский районный центр
гигиены и эпидемиологии»