Чудо-узоры «Бумажного Арта» Анастасии Бубович

Общество

Традиционная вытинанка, как старинное белорусское ремесло соломоплетение, попала в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В числе историко-культурных ценностей Беларуси этот вид народного творчества с 2021 года. У самого молодого народного ремесла перспектив много. Бумага, как простой и доступный материал, сделала вытинанку универсальным средством самопроявления.

Носителей вытинанки в Октябрьском районе не так уж и много. Кроме любителей несложной техники вырезания из бумаги этим народным творчеством занимаются только в районном доме ремесел. И, кстати, именно здесь ему придали профессиональную основу. В этом учреждении культуры единственная мастерская «Бумажный Арт», в которой учат создавать чудо-узоры из простого материала. Тонкостями бумажного ремесла досконально владеет Анастасия Бубович. Она руководит мастерской, куда приходят дети разных возрастов. От снежинок на окне до объемных работ здесь умеют превращать бумагу в кружево. Казалось бы, на первый взгляд, примитивное творчество для школьников: взял листок и вырезай. Нужны лишь бумага, ножницы и фантазия. Однако Анастасия с этим не согласна и наглядно демонстрирует ажурную пластику в арт-стиле. Это надо только видеть, как мастер виртуозно владеет простым набором инструментов. Анастасия проявила интерес к традициям предков и взялась за их возрождение. Освоила это дело девять лет назад, когда молодым специалистом пришла в дом ремесел после окончания Бобруйского художественного колледжа. Ее профессиональная деятельность должна была быть связана с росписью по дереву, но Настя вдохновилась кружевными работами. Она настолько увлеклась бумажной пластикой, что сама освоила многие виды вытинанки. И сегодня раскрывает этот вид искусства во всем своем многообразии и красоте. Анастасия с легкостью даст мастер-класс по квиллингу, кусудами. Ей очень нравится модульное оригами. Эта одна из первых техник, которой она овладела самостоятельно. Начинала с классических элементов. Сейчас из простых предметов создает настоящие шедевры с сохранением национального колорита. В ее работах сюжеты из мифологии и фольклора, образы исторических особ, древо жизни, птицы и животные, растительные и цветочные узоры. Геометрические орнаменты не только объемные, но и плоскостные, наподобие вышивки, только перенесенные на бумагу, рассказывает о своем увлечении Анастасия Бубович. Самой первой и, пожалуй, самой большой ее работой размером метр на полтора была картина с изображением кота. Состояла она из 58 тысяч деталей, сделанных вручную. А чтобы сделать один такой элемент, нужно сложить лист в шесть позиций. С каждым разом ее работы становились сложнее в исполнении, и в этом Анастасия находит только плюсы. К слову, в зеркальной композиции, вырезая один фрагмент, получаешь два. А еще нравится мастеру то, что выглядит вытинанка нарядно, по-особому торжественно. Не случайно такой ажурный декор появлялся в домах у знати, а потом и у крестьян. Считается, что этот вид искусства зародился с появлением бумаги. Вырезали все для убранства дома: от салфеток, окладов икон, скатерок до рушников. Постепенно аутентичное мастерство перекочевало из быта в художественное исполнение. Анастасия не зря обратилась к истории. Свои занятия с детьми она начинает именно с нее. Без прошлого нет настоящего, уверяет мастер и добавляет, что вытинанка происходит от древнеславянского слова «вытинати», что означает вырезать. Но как вид искусства пришла на белорусскую землю в 16 веке. И, тем не менее, традиция вытинанки относительно молодая, если сравнивать, например, с ткачеством или керамикой. Ее родина – Китай, а возродилась у нас благодаря белорусским мастерам в конце прошлого столетия. Интерес к вытинанке вернулся в 90-е. Хотя, как сказать. Вытинанка будто бы всегда была вплетена в нашу народную культуру. Сегодня она, как национальный бренд.

Возрождая культуру предков, Анастасия Бубович вкладывает всю душу в ювелирную, кропотливую работу. Символические обереги, панно, шкатулки, игрушки и картины белорусской природы на бумаге появляются благодаря лишь ножницам или резцам. Но можно и без ножниц путем сложения бумажного листа, делится Анастасия секретами мастерства. Кстати, в своем учреждении, где традиционные народные ремесла развивают активно, Настя как универсальный мастер. Овладела не только восточным искусством, но и белорусскими ремеслами – соломплетением, вышивкой, вяжет крючком и вышивает бисером. А недавно решилась взяться за ткачество. Поэтому с легкостью может перенести узор из любого рукоделия на бумагу. Строит работу по своему пониманию и восприятию. Анастасия не просто берет бумагу и начинает вырезать. Она обдумывает сюжет, выстраивает композицию. Своей задачей видит популяризацию отличительного белорусского ремесла, чтобы ничего не потерялось во времени и передавалось из поколения в поколение. Учит народному ремеслу юных октябричан. Дважды в неделю занимается с ребятами резными узорами, которые ложатся в основу самых смелых решений. Некоторым детям уже под силу и сложный декор. В этно-стиле создают сувениры, панно, картины с оригинальными сюжетами. За каждой – часы тонкой работы, которая всегда отмечается высокими оценками мастеров-профессионалов на областном и республиканском уровне. Нынешним летом воспитанник Анастасии Михайловны Тимофей Занкевич был отмечен дипломом I степени в областном конкурсе детских работ декоративно-прикладного искусства «Искусство видеть красоту». Награду он получил за авторскую работу «Наш мир в наших руках». И сама, как мастер, Анастасия Бубович в этом году завоевала диплом I степени в Международном творческом конкурсе «Живая вода» интернет-сайта «Страна Мастеров» в номинации «Водное царство». То, что не только девчонкам, но и мальчишкам этот вид искусства интересен, очень воодушевляет, признается Анастасия Бубович. Ажурную пластику они изучают основательно и глубоко. Таким образом, вытинанка продолжает жить.

Наталья Евенко.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *