31 марта 2016 года

Общество

31 мартаВ 1889 году в Париже открылась Эйфелева башня. Это стальное сооружение высотой 300 метров было построено по проекту Гюстава Эйфеля для Всемирной выставки как символ достижений техники XIX века. Через 20 лет Эйфель должен был башню разобрать и продать на слом. Но тут произошло непредвиденное — изобрели радио, и Парижу потребовалось высокое сооружение для установки радиопередатчика. Позже, в 1925 году, на башне установили и телепередатчик.
Кроме всего прочего Эйфелева башня оказалась весьма прибыльным предприятием: строительство обошлось в 15 миллионов франков, а только во время Всемирной выставки 1889 года её посетили 2 миллиона человек, заплатив по 5 франков за вход, то есть сразу окупилось 2/3 затрат.

В 1966 году был опубликован меморандум правительства Франции о выходе из военной организации НАТО.
Шарль де Голль предельно конкретно выразил свое отношение к попыткам США и Великобритании установить гегемонию в Североатлантическом союзе. Утратив к середине 60-х большую часть своих колоний, Франция продолжала вести себя как великая держава, имеющая право на независимую политику. Еще в конце 50-х американцам было запрещено иметь на базах во Франции ядерное оружие. Из-под командования НАТО был выведен французский флот: сначала в Средиземном море, а летом 1963 года — в Атлантике. Де Голль считал ошибкой противостояние НАТО и Варшавского договора и предложил создать «единую Европу от Атлантики до Урала». В той обстановке это было явно утопическое предложение, но оно послужило сигналом к некоторому потеплению политического климата. Для НАТО в условиях, когда США надолго увязли во Вьетнаме, решение Парижа стало тяжелым ударом. Все руководящие органы блока нужно было спешно перебазировать в Брюссель. К 1 апреля 1967 года США должны были эвакуировать из Франции 29 баз с 33 тысячами военнослужащих. Французы с тех пор так и не изменили свою позицию, принимая участие лишь в политической организации НАТО.

Сегодня день рождения Александра Збруева, сыгравшего запоминающиеся роли в фильмах «Два билета на дневной сеанс», «Большая перемена», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Ты у меня одна», «Бедная Саша» и многих других.
— Мама моя дворянского происхождения. Ее родословная известна со времен Петра Первого, — рассказывает Збруев. — А отец был крупным работником, замнаркома. Сегодня это замминистра. Он часто ездил в командировки за границу, одним из первых поднимал отечественное телевидение. Но нашей семьи коснулись коварные, трагические тридцатые годы. Отца расстреляли. Маме дали родить меня и сразу же сослали в лагеря, где я рос до 6 лет. Потом мы вернулись домой, в Москву, в ту огромную квартиру, которую у нас конфисковали. Из нее сделали коммуналку. Мы поселились в одной-единственной комнате, которую оставили моему старшему брату. Он был от другого отца и, соответственно, не считался сыном врага народа. В остальных комнатах жили случайные люди, которые пользовались нашими вещами. Но меня все это мало интересовало. Уже тогда моя жизнь была тесно связана с театром. Театр и двор, двор и театр. Голуби, драки, шпана… Я рос на Арбате, для меня он стал тем фундаментом, который дал возможность встать на ноги и понять, что такое настоящая дружба, когда “один за всех, и все за одного”.
— Но наряду со всем этим я очень любил театр, — вспоминает Збруев. — Артисты Театра Вахтангова приходили в гости к моему брату Жене, устраивали застолья. Выпивка, разговоры об искусстве… Я всегда смотрел все спектакли, все премьеры. Вместо школы посещал кинотеатры. Учился плохо. Не любил школу. Один раз остался на второй год в четвертом классе, а в старших вообще перестал на занятия ходить. Познавал науку не школьную, а науку улицы, науку общения с людьми. Думаю, получил в результате намного больше, чем от уроков геометрии, алгебры и прочих дисциплин, никогда в жизни не пригодившихся.
— Что касается дисциплины, то никогда ее поддерживать не умел, так как сам всегда был недисциплинированным и знаю, что любой человек в каком-то определенном возрасте должен пройти все этапы, — считает актер. — Все равно у тебя будет первая любовь, потом вторая, все равно тебя однажды предадут, все равно ты совершишь то, чего не должен был совершить. Именно из этих ошибок однажды получается личность…
Но из пионеров Збруева, по его словам, исключили не из-за проблем с дисциплиной. «Они ошиблись, меня вообще нельзя было принимать, ведь я являлся сыном врага народа — поясняет он. — Спустя два дня после приема в пионеры с меня прямо на торжественной линейке сняли галстук».
В 1958 году Александр Збруев окончил школу и поступил в театральное училище имени Щукина, на курс Владимира Этуша. В 1961-ом он был принят в Ленком, а в 62-ом дебютировал в кино в фильме «Мой младший брат». Так началась успешная театральная и кинематографическая карьера замечательного актера.

В 1596 году родился французский философ, математик и физик Рене Декарт — родоначальник рационализма в теории познания. Средством познания он сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю — следовательно, существую» — это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В 1727 году скончался «…сэр Исаак Ньютон, дворянин, наделенный почти божественным разумом…» – так гласит надпись на его памятнике, сделанная современниками.
Однажды, когда речь зашла о воскресении мертвых, Ньютона спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ?». Ученый молча взял горсть железных опилок, смешал с земной пылью и спросил: «А кто выберет железо из этой смеси?» При общем недоумении он взял магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение опилок, послышался их шелест, и они быстро стали прилипать к магниту. Серьезно посмотрев на присутствующих, ученый сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному металлу, неужели не может совершить большего для наших душ, когда придет время всеобщего Воскресения облечься им в прежние, но обновленные тела».

В 1732 году в этот мир пришел Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, «отец симфонии и квартета», основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра…
«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души, — писал Гофман, — его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей…».

В 1855 года от скоротечной чахотки скончалась английская писательница Шарлотта Бронте, автор знаменитых романов: «Джейн Эйр», «Городок», «Учитель». Она обладала потрясающей силой воображения, тем, что Гёте называл секретом Гения – способностью моментально проникать в индивидуальность и особенности восприятия совершенно посторонних людей и вымышленных образов.

В 1872 году родился Сергей Дягилев.
В российской культуре этот человек занимает особое место: именно он «прорубил окно в Европу» русскому искусству. С 1907 года Дягилев организовал регулярные «Русские сезоны» за границей, которые имели ошеломляющий успех. В его сезонах в разные годы участвовали Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Фокин, Бенуа и многие другие. Именно Дягилев сумел вывести их на лучшие сцены Европы и Америки. Во Франции он был оценен сполна: в Париже есть площадь Дягилева. В Москве же нет даже переулка его имени.

В 1882 году родился Корней Чуковский.
Он был блестящим литературоведом и переводчиком, но в историю литературы вошел прежде всего как выдающийся детский писатель, автор знаменитых Айболита, Мойдодыра и Мухи-цокотухи.
«Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей, — писал Чуковский в 1964 году, за пять лет до смерти. — Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь шестьдесят три года. Помню Куприна молодым человеком, еще до того, как он написал «Поединок», и юного Блока в студенческой нарядной тужурке. И мне самому удивительно, что я все еще не бросаю пера. Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него…»

И сегодня день рождения Лаймы Вайкуле. Она родилась в 1954 году в городе Цесис Латвийской ССР. Через три года семья переехала в Ригу. Со сценой Лайма познакомилась в 12 лет, приняв участие в конкурсе юных вокалистов в доме культуры рижского завода ВЭФ, получила диплом и начала выступать с биг-бэндом. А в 15 лет, пройдя жесткий конкурсный отбор, стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса. Так начиналось ее восхождение на эстрадный Олимп.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *