Категория: Январь
«…Похвальна твоя страсть к музыке, — писал отец будущему великому композитору, — но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. «Юдифь» он работал 14 лет, да столько же «Рогнеду», а что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва хлеб насущный… Глинка умер бедняком, да и прочие наши таланты недорого оценены. Кто знает твою игру и прочие музыкальные способности, тот и без Рубинштейна тебя оценит, плюнь ты на них – и снова займись службой… Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции…»
Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда не услышали ни его «Евгения Онегина», ни «Щелкунчика», ни «Лебединого озера», не 1-го фортепианного концерта, ни других произведений музыкального гения. Благо у Чайковского нашелся и богатый покровитель – Надежда фон Мекк.
11 января 1874 года в Петербурге состоялась свадьба Марии, дочери русского императора Александра Второго, и Альфреда, герцога Эдинбургского, сына английской королевы Виктории. Этому браку активно противились обе семьи. Еще не залечены были раны Крымской войны, назревал новый конфликт между Россией и Великобританией. В Петербурге сочли оскорбительным предложение королевы Виктории к невесте: явиться в Лондон «на смотрины». Однако влюбленные сумели преодолеть все преграды. Дочери русского императора не понравились ни климат, ни довольно прохладное отношение к ней королевской семьи. Тем не менее супруги прожили в любви и согласии 26 лет, до смерти Альфреда.
Ну а Мария умерла в 1920-м. Любопытно, что под нажимом Марии Александровны ее дочь — тоже Мария — не приняла предложения внука королевы Виктории и вышла замуж за румынского принца, а потом — короля, Фердинанда.
До прихода к власти большевиков людей на Руси хоронили одним способом: по христианскому обычаю закапывали в землю. Но вот в 1918 году вышел декрет Совнаркома, санкционирующий кремацию. Новшество однако прижилось не сразу. Первый крематорий появился в СССР только через восемь лет. Строить его решили не с нуля, а приспособив под это дело расположенный на юго-западе Москвы храм Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре.
Но прежде чем строить колумбарий (могильник с захоронением пепла в урнах) необходимо было ликвидировать уже существующие захоронения. И вот в «Вечерней Москве» между статьями «Ленин об абортах» и «Дорогу театральному молодняку» появилось объявление под названием «Перенесение покойников». В нем гражданам предлагалось в десятидневный срок перезахоронить своих родственников на каком-либо другом кладбище. В противном случае, говорилось в публикации, могилы будут уничтожены.
И вот в день нашего обзора — 11 января 1927 года — состоялась пробная кремация. Если верить советским документам, очередников на сожжение было невероятно много, и на роль первого кремируемого пришлось отбирать наиболее достойного. Остановились на теле бывшего революционного балтийского моряка, а затем московского пролетария и члена ВКП (б) товарища Соловьева. Кремировали — и тут же приняли постановление о том, чтобы считать урну с его прахом памятником первой кремации в СССР. Эту урну и сейчас можно увидеть в главном ритуальном зале Донского монастыря.
Через месяц руководство крематория рапортовало Моссовету — цитирую: «Сжигание трупов… дало вполне удовлетворительные результаты. Сухонькая старушка сгорает за 50 минут, люди покрепче – за полтора часа, но долго тлеют кости. Дольше всех горят раковые больные»…
В 1859 году родился министр иностранных дел Великобританиилорд Джордж Керзон. У нас он известен, прежде всего, в связи с «линией Керзона» — нынешней восточной границей Польши и «ультиматумом Керзона», предъявленным советскому правительству 8 мая 1923 года. Керзон требовал компенсации за конфискованные британские рыболовные суда и за британских подданных, расстрелянных по обвинению в шпионаже, а также прекращения коммунистической пропаганды на Востоке. Сначала советское правительство отвергло ультиматум Керзона, но уже через две недели уступило практически по всем пунктам.
В 1875 года родился Рейнгольд Морицевич Глиэр, композитор, дирижер, педагог, трижды лауреат Государственной премии СССР (в 1946-ом, 48-ом и 50-ом годах).
В 1927 году Глиэр написал «Красный мак» — первый балет на революционную тему с местом действия в Китае. В 1950 году композитору довелось присутствовать на просмотре этого балета группой китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь Бода. Увидев актеров в гриме, гости возмутились: «Неужели эти страшилища — китайцы? Это такими вы нас представляете?! Это чудовищно!» С трудом советские дипломаты удержали китайцев от скандального демарша — ухода из Большого театра. После спектакля товарищ Чэнь заявил: «Само название «Красный мак» нас обескураживает. Растение мак китайцами воспринимается как олицетворение опиума. А опиум — наш злейший враг, он веками губил наш народ!» И китайские товарищи отказались знакомиться с другими шедеврами советского театрального искусства. После этого балет Глиэра переименовали в «Красный цветок», но содержание было оставлено без изменения.
В 1930 году в селе Хмелевка Хмельницкой области родился пионер-герой Валя Котик. Валентину было всего 11, когда началась Отечественная война. В оккупированной Шепетовке он распространял листовки, был связным в подпольной организации, а в 1943 году попал в партизанский отряд. Первое боевое задание Валя получил осенью 41-го. Тогда ему вместе с друзьями-сверстниками удалось уничтожить начальника полевой жандармерии. Он минировал железную дорогу, не раз ходил в разведку, был дважды ранен, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За отвагу». 17 февраля 1944 года, участвуя в боях за освобождение города Изяслава, Валя получил смертельную рану и умер на руках товарищей. Отважный мальчик был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «Партизан Отечественной войны». 27 июня 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Валентину Александровичу Котику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сегодня отмечает день рождения известный актер театра и киноГеоргий Тараторкин. Себя он считает баловнем судьбы. Артист признается, что всю жизнь его окружали только очень любящие люди: родители, педагоги, режиссеры, жена, дети, ученики.
Тараторкин вырос в Ленинграде, и этот город, помнящий Пушкина, Достоевского, Блока, не мог не оставить след в его душе. Кажется, его воспитывала сама атмосфера этого удивительного города, а Достоевский и Блок и сегодня остаются любимыми авторами актера.
Ему действительно повезло с самого начала. Вчерашнего студийца заметил и рискнул пригласить на роль Раскольникова в своей экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» сам Лев Кулиджанов. То, что 23-летний актер сыграл Раскольникова сложно и тонко, не было случайностью. Совпали не только внешние черты Тараторкина и его героя: какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину — и мученическая совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. В фильме раскрылась актерская сущность Тараторкина, его умение самозабвенно отдаваться роли, не играть, а жить жизнью своего героя. Эта роль принесла Георгию Тараторкину всесоюзную известность. Наряду с другими создателями фильма «Преступление и наказание» он стал — в 25 лет! — лауреатом Государственной премии РСФСР.
Сегодня ему 62 года. Он по-прежнему один из самых известных российских актеров. Одна из последних ролей Тараторкина – Павел Олегович Жданов, отец Андрея Жданова, главного героя 200-серийного телефильма «Не родись красивой».
Георгий Тараторкин — народный артист России, кавалер ордена «Знак Почета», первый секретарь Союза театральных деятелей России, член Союза кинематографистов, профессор ВГИКа.
И в завершение – музыкальная дата. В такой же день 1845 года сын владельца фабрики музыкальных инструментов Адольф Сакс, не оставлявший попыток усовершенствовать бас-кларнет, создал новый инструмент – саксофон. Авторство Сакса было подтверждено патентом, полученным им год спустя. Свои первые успехи саксофон разделил с военными маршами. А особую популярность новый инструмент приобрел в начале 20 века, когда в моду вошел джаз.