Партизанский аэродром в Поречье – весомая страница истории

75 Родны край Общество

История партизанского движения в Беларуси насчитывает много славных страниц, из которых можно было бы составить немало томов. Непрекращающаяся самоотверженная борьба простого белорусского народа в глубоком тылу гитлеровских войск внесла свой весомый вклад в истощение германской военной машины. Земля горела под ногами не только у наступающих частей на фронте – на оккупированных землях захватчики тоже не могли чувствовать себя в безопасности. На формально «захваченных» территориях, в густых лесах среди непроходимых болот, возникали целые «партизанские края», неподконтрольные фашистам, где продолжала действовать Советская власть.

Так, почти вся территория пяти смежных районов – Октябрьского, Глусского, Копаткевичского, Домановичского и Паричского – была очищена от фашистов, составляя Октябрьский партизанский край. На его территории с осени 1941 года по январь 1944 года действовали Советские и партийные органы, работали школы, мастерские, госпиталь, завод по производству керосина, сельскохозяйственные артели, мельница, типография, выпускалась газета. После открытия воздушного сообщения с помощью доставленного оборудования была налажена радиосвязь. К лету 1942 года было освобождено 418 деревень.

Первый партизанский отряд «Красный Октябрь» начал действовать в Октябрьском районе в июле 1941 года. Его организаторами были Федор  Павловский и Тихон Бумажков. Они стали первыми партизанами, удостоенными званий Героев Советского Союза. В начале 1942 года создается партизанское объединение «Гарнизон Ф. И. Павловского», в которое вошли 13 отрядов. Чуть позже на основе объединения создается партизанская бригада, вошедшая в состав Полесского партизанского соединения.

В марте 1943 года для обеспечения нужд соединения был открыт партизанский аэродром в Поречье. Как раз о нем мы хотим сегодня вспомнить. Не всякий район в глубинке нашей страны мог похвастаться своим аэродромом. Он же принимал советские самолеты с Большой земли. С конца весны 1943 года и до самого освобождения в июне 1944-го сюда доставлялось оружие, боеприпасы, медикаменты, продовольствие, газеты, приказы, награды для бойцов 225-й партизанской бригады Полесского соединения. В обратный путь самолеты с Поречского аэродрома загружались ранеными, больными партизанами, детьми. Своими воспоминаниями об аэродроме делятся жители агрогородка Поречье, на глазах у которых происходили те давние события.

Об этом невозможно забыть

Леонила Марковна Кулешевская:

Помню, самолет прилетит, а жители деревни, в том числе и дети, ломали ветки, несли лапки хвои, чтобы его прикрыть. Самолет же обычно прилетал ночью, а днем его прятали, и так он до следующего вечера стоял замаскированный. Специально вырезали маленькие кусты хвойника, как бы делали полосу, а в густых кустах оставляли самолет. Сейчас на месте той полосы, где гоняли самолет, стоит памятник. Дети малые бегали смотреть на него, а вот уже подростки, как мои братья Андрей, Саша, Володя да и я сама толкали эту махину из укрытия, когда ей нужно было взлетать. Грузы разные самолетом доставляли. Как-то сбросили в дубах, тут, в Поречье. А мы с подружкой Валей пошли щавель рвать, и надо же – наткнулись на этот «клад», побежали и рассказали об этом взрослым. Партизаны пришли и забрали, оказалось, что среди прочего там было оружие. А в благодарность отрезали мне партизаны от парашюта кусок ткани и сказали: «Вот тебе, Ленька, ткань на два платья». Но мне вышло только одно, а мама еще и братьям смастерила штаны.

Вспоминая те годы, скажу, что никто нас из партизан не притеснял, еду не забирал. Мы жили в Лесках, в Поречье и никогда не знали от них плохого. Наоборот, даже чувствовали себя под защитой. И сколько раз сами пекли для партизан хлеб, относили им, чтобы те поели. А они в свою очередь еще поедят и дров привезут тем, кто не может сам заготовить.

Петр Александрович  Шкурко:

С сентября 1942 года по июнь 1944 года на территории района действовал разведывательно-диверсионный отряд «Храбрецы». Его командиром был Герой Советского Союза Александр Маркович Рябцевич, а комиссаром – Карл Линке. Отряд был сформирован в Москве, а забросить его должны были между Рогачевом и Добрушем. Но по каким-то причинам летчики не сориентировались и остановились на нашей территории. По рации связались с Москвой и получили разрешение разместиться в деревне Рожанов. Отряд «Храбрецы» кроме диверсионной деятельности занимался юридическим надзором над местными партизанами, поэтому вся деятельность партизан контролировалась. Заболотье, Лясковичи, Поречье, Красная Слобода, Буда – в районе этих деревень действовало 3 партизанских отряда, которые входили в состав 225 бригады. У нас в Поречье действовал отряд имени Суворова, в него же входили и жители деревни Растов. По воспоминаниям живых участников войны, аэродром находился в Поречье, а если говорить точно, то в урочище Рогачевка. А нынешний памятник стоит ближе к дороге, чтобы он был заметен с проезжей части.

Хочу отметить, что с 1970 года я присутствовал на встречах ветеранов войны с населением, на них всегда присутствовали партизаны. И отношение к ним у жителей было одинаковым, никакого разделения не чувствовалось. Наш район и Беларусь освободили в 1944 году, и многих не воевавших, но защищавших свой край на местах, призвали на фронт освобождать Европу. И некоторые из них возвращались домой с орденами и медалями.  

Глафира Васильевна Борисова:

Я с 1931 года, к началу войны окончила 2 класса, поэтому помню все, что происходило в нашей деревне. Наш дом немцы сожгли, поэтому мы жили в чужом жилище в Застенке, как раз недалеко от аэродрома. И нам хорошо было видно в окно, как самолеты взлетали. Иногда зимой партизаны костры жгли, чтобы летчики видели посадочную полосу. Знаю, что иногда самолеты подлетали и просто сбрасывали грузы. А иногда и забирали раненых. Мы, дети, до войны самолеты видели только в небе. А тут такое диво, поэтому часто бегали и смотрели во все глаза на эту летательную машину. Знали, что ее прятали в хвойнике. И вот как-то раз летчики собрали всех детей в округе и вместе с партизанами выкатили его из укрытия, чтобы показать нам. Некоторые мальчишки так и взбирались на самолет, остальные только рассматривали. А потом нас отвели в сторону и самолет взлетел. Эти воспоминания на всю жизнь сохранились в памяти. И не раз спустя много лет мы вспоминали и о деятельности аэродрома, и об отдельных событиях.

Нина Степановна Ковальчук:

Да, я тоже помню, как летчики и партизаны показывали нам, детям, самолет. Самые смелые, в том числе и мой брат, взбирались в кабину. Тяжелые воспоминания о детстве связаны у меня с войной. На всю жизнь запомнила, как полгода, с января по июнь, два десятка детей с матерями прятались в лесах. Зимой сидели под деревьями, укрывались еловыми лапками. Страшно рассказывать о тех событиях. Но это же партизаны нам сказали прятаться в лесах. Кто знает, что с нами случилось, если бы мы остались в деревне. Может в Германию забрали бы, а может расстреляли или сожгли заживо…

Ирина ЛЕШКОВА.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *