Моменты педагогической деятельности Лилии Булгаковой

Главное Образование Человек и его дело

Работа для души и дела


Большой профессиональный опыт, интеллигентность и корректность, сочетание деликатности и требовательности. Все это о директоре районной гимназии, учителе математике, отличнике образования Лилии Анатольевне Булгаковой, которая 1 июня отметила юбилейную дату.

Она педагог с тридцатипятилетним стажем и научила математике сотни учеников. А еще я узнала о стремлении Лилии Анатольевны к постоянному совершенству в любом деле, сочетании в ней лидерских качеств с лояльностью и порядочностью по отношению к коллегам и ученикам. Впрочем, всего не перескажешь, чтобы рассказывать об этом педагоге. Но, поскольку Лилия Анатольевна человек скромный и не публичный, то мы ограничились, пожалуй, наиболее значимыми для нее моментами в педагогической деятельности. Я не просто предложила Лилии Анатольевне ответить на вопросы, а высказать свои ассоциации на слова, которые называла в произвольном порядке. Итак, начинаю с очень простого, но такого важного для учителя слова…


Наставничество
— Да, педагогика, действительно, моя стихия, это первая и единственная специальность, которую я получила в Нежинском государственном ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Н. В. Гоголя. Нежин — это город моего детства и юности. Здесь я окончила среднюю школу и заочно училась в физико-математической школе при МГУ. У меня был интерес и огромное желание поступить в престижное учебное заведение, и это мне с легкостью удалось. Почему именно в педагогику? На этот выбор повлияло несколько факторов. Прежде, учителя, на которых я стремилась быть похожей, моя бабушка, учитель истории, которая являлась для меня образцом профессионализма. Вот только не думала я, что судьба забросит меня на Октябрьщину. Но об этом не сожалею. Здесь я состоялась как учитель. Здесь сложилась моя карьера.

Правильность выбора
— В 1987 году я, начинающий учитель, приехала в Октябрьский. Сначала работать стала пионервожатой в средней школе № 2, а затем и учителем математики. Так началось мое самостоятельное наставничество. Столько появилось идей. Рядом были профессиональные, надежные, интеллигентные, доброжелательные коллеги. До сих пор с благодарностью вспоминаю педагогов, с которыми довелось работать в те годы. Замечательные люди, заслуженные учителя, опытнейшие специалисты в сфере образования. Всегда вспоминаю добрым словом директора школы Александра Евгеньевича Егорова, который умело строил взаимоотношения с учителями и учениками. Для меня он был примером высокого профессионализма, человеком добрейшей души.

Карьера
— Если вести речь о служебной лестнице, то, честно сказать, никогда не думала, что буду директором. Хотелось просто учить детей. Но судьба распорядилась иначе. В 2004 году я вошла в энергичный, молодой, полный энтузиазма и традиций коллектив районной гимназии, который возглавляла в те годы талантливейший руководитель Любовь Сергеевна Шейко. Я же стала заместителем директора по учебно-методической работе. С прежним коллективом расставалась тяжело, ведь там прошло мое становление в профессию. Однако нужно было адаптироваться к новым условиям работы и кругу обязанностей. Все-таки администратор координирует работу всего коллектива, и одновременно, направляет усилия на повышение качества знаний учащихся, уровень их воспитания и развития. На мой взгляд, нельзя быть администратором, не работая учителем. Поэтому, параллельно преподавала математику. А через два года возглавила районную гимназию. Все четырнадцать лет были наполнены творческой энергией, стремлением всегда идти вперед, строить школу своей мечты, в которой детям живется интересно и радостно, а педагоги – становятся мастерами своего дела. Этот период отмечен многочисленными грамотами, благодарностями, почетными знаками, которые завоеваны не только директором, но и учениками, выпускниками, учителями. Многие из низ известны в районе. Большая часть имеет высшую квалификационную категорию. Педагоги гимназии подтверждают свой профессионализм многочисленными наградами, как своими личными, так и достижениями учеников.


Руководить и учить
— Этосовершенно разные понятия. Когда ты идешь на урок, чтобы отдать свои знания детям, это одно. Возглавлять коллектив – совершенно противоположное направление деятельности. Здесь нужно владеть буквально всеми вопросамиот административных до бытовых. Для руководителя важно создать эффективную педагогическую команду, которая бы владела такими качествами, как инициативность, ответственность, высокая трудоспособность, а также стремлением идти вперед, создавать, а затем и реализовывать новые проекты и идеи. Знаете, управлять коллективом нужны таланты, поскольку руководитель должен уметь организовать, выслушать, посочувствовать проблемам или, наоборот, искренне порадоваться за чужие успехи на работе и дома. У каждого человека жизнь строится именно на основе семьи. Она и школа любви, и школа нравственности, и источник самых сокровенных ценностей. Очень важную роль играет соблюдение принципов справедливости – доброты, понимания и внимательности в отношениях, помощи в адаптации новых членов коллектива. Нельзя не упомянуть толерантность – нежелание навязывать свою точку зрения, уважительное и терпимое отношение к мнению других. Коллектив педагогических работников в гимназии сравнительно небольшой – всего лишь 32 педагога, и, тем не менее, чтобы возглавить учреждение образования, стоит несколько раз обдумать, сможешь ли ты повести за собой людей, быть для них лидером и примером. Ну и, конечно же, не забываем про сотрудничество – совместную деятельность, желание взаимодействия.


Центр силы
— В школе это, безусловно, дети. В нашей гимназии без малого триста учеников. Они такие разные, непредсказуемые и ответственные, талантливые и активные. Нынешнее время заставляет их быть другими, более смелыми, раскрепощенными, современными. У них другие интересы и увлечения. Иногда учеба отходит на второй план. Но мы, педагоги, должны помочь детям проявить свои способности, воспитывать желание постигать что-то новое, не оставлять сделанное на половине дороги, научить сопереживать, быть требовательными, но справедливыми, внимательными, творческими. Профессия педагога особенная, и нередко бывает сопряжена с трудностями не только из-за постоянных умственных нагрузок, но из-за каждодневного взаимодействия с учениками и их родителями. В трудных ситуациях, конечно же, выручает чувство юмора и позитивный взгляд на жизнь. Порой поведение детей в силу различных факторов, воспитание, проблемы в семье, переходный возраст, бывает непредсказуемым. И чем грамотнее в таких ситуациях ведет себя учитель, тем благоприятнее воздействие на учащихся. Ведь в любом случае, от работы с детьми учитель получает огромный заряд позитива и энергии.


Учитель и досуг
— У педагога практически нет свободного времени, поэтому стремлюсь по возможности уделять внимание и работе, и домашним заботам. При этом, не забываю про личные интересы, не теряю связи с близкими мне людьми, друзьями. В свободное время читаю художественную литературу, вяжу, выращиваю цветы, встречаюсь с друзьями. Одним из любимых занятий на досуге является кулинария. Люблю побаловать своих детей и внучек разными вкусностями.


Кто, если не наставник?
Оглянувшись назад, могу сказать, что педагогика стала смыслом всей моей жизни. Считаю, что моя карьера, как учителя, состоялась. За три с половиной десятилетия я внесла свой небольшой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения района. И ничуть не сожалею о выборе. Уверена в одном, если нет любви и интереса к своему предмету, к детям, не стоит идти в педагоги. Благодарна судьбе, что в свое время попала именно в этот легендарный, героический, доблестный край, на Рудобельщину, которая стала родиной для меня и моих детей.

Наталья Евенко. Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *