На состоявшейся 29.12.2015 г. сессии Октябрьского районного Совета депутатов 29 созыва утвержден районный бюджет на 2016 год, для которого характерны следующие основные параметры: индекс потребительских цен (в среднем за год) – 115,1%, курс доллара США в среднем за год – 18689 бел. рублей за 1 доллар, ставка рефинансирования НБ – 23%, базовая величина – 210 тыс. рублей. В расчетах использовался прогноз объема ВВП – 995777 млрд. руб. (оценка 2015 года – 886427,3 млрд. руб.).
В бюджете 2016 года в области налоговой политики предусмотрены следующие меры по повышению эффективности и сохранению стабильности налоговой системы, направленные на устойчивость бюджета и расширение его ресурсной базы.
С 1 января 2016 года в числе основных направлений предусмотрены:
1. индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, с целью их адаптации к инфляционным процессам – земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
2. увеличение размера базовой величины со 180 до 210 тыс. рублей;
3. увеличение:
— ставки сбора за осуществление ремесленной деятельности с одной до четырех базовых величин за календарный год;
— ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до одной базовой величины за каждый календарный месяц, в котором осуществляется такая деятельность (в настоящее время – одна базовая величина в год);
— в два раза (с 0,1 до 0,2 процента) ставки налога на недвижимость, уплачиваемого физическими лицами со второй и последующих квартир, находящихся в их собственности;
— ставки земельного налога по земельным участкам, на которых расположены рынки и торговые центры (комплексы), включая автостоянки, с 0,55 до 0,7 процента.
4. областные Советы депутатов наделяются правом увеличивать до десяти раз ставки налога на недвижимость и земельного налога в отношении неиспользуемого и неэффективно используемого имущества;
5. введение дополнительных объектов обложения государственной пошлиной и ставок по ним, увеличение отдельных ставок госпошлины за совершение юридически значимых действий по действующим объектам обложения госпошлины;
6. отмену льгот по подоходному налогу в отношении доходов в виде:
— процентов, полученных индивидуальными предпринимателями по банковским счетам, вкладам (депозитам), и включение их в состав внереализационных доходов для целей налогообложения;
— выигрышей от организаторов азартных игр с обложением их подоходным налогом по ставке 4 процента;
7. отмену льготы по НДС при реализации населению услуг по газо- и электроснабжению.
8. на постоянной основе в Бюджетном кодексе закрепляется норматив отчислений в консолидированные бюджеты областей и г. Минска от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории республики, в размере 31 процента.
В целях обеспечения равномерного поступления налога на прибыль на протяжении года, уплата налога, как и в 2014-2015 годах, будет производиться ежеквартально, исходя из фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков за отчетный квартал.
Вводится бюджетное правило, согласно которому решениями областных Советов депутатов будут устанавливаться единые нормативы отчислений от подоходного налога с физических лиц (включая исчисленный с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности) и налога на прибыль, подлежащих зачислению в консолидированные бюджеты районов.
Исходя из новых подходов, устанавливаются единые нормативы отчислений в консолидированные бюджеты районов:
от подоходного налога с физических лиц – 70 процентов,
от налога на прибыль – 100 процентов.
Сохраняется право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в два с половиной раза. Решение Гомельского областного Совета депутатов от 13 декабря 2010 г. №49 «О налоге на недвижимость и земельном налоге» распространяет свое действие и на 2016 год.
Как и в текущем году, данное решение не распространяется в нашем районе на «Автобусный парк №5» ОАО «Гомельоблавтотранс», оказывающий услуги по осуществлению городских и пригородных перевозок транспортом общего пользования, районное потребительское общество, ОАО «Октябрьский КБО» и КЖУП « Октябрьское».
С учетом изложенных подходов в области налоговой политики сохраняется сложившаяся структура доходов бюджета. Основную долю в объеме собственных доходов занимают налоговые доходы 90,6% (78295,2 млн. руб.).
Определяющими в доходной части бюджета являются: подоходный налог с физических лиц – 28,5% (24645,3 млн. руб.), налог на добавленную стоимость – 13,7% (11871,7 млн. руб.), налог на недвижимость – 31% (26755,9 млн. руб.). Перечисленные доходы составляют 73,2% прогнозируемых бюджетных назначений.
Значительный удельный вес имеют также (земельный налог – 4,5%, налог при упрощенной системе налогообложения – 3,7%, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 4% и компенсация доходов государства – 4,2%).
Сумма неналоговых доходов прогнозируется в объеме 8113,1 млн. руб. Поскольку в 2016 году сохраняются подходы по наиболее полной аккумуляции в бюджете средств, получаемых бюджетными организациями, в качестве компенсации затрат государства, то планируемый объем этих поступлений определен в сумме 3636 млн. руб. или 44,8% суммы неналоговых поступлений.
Сумма безвозмездных поступлений определена исходя из необходимости обеспечения достаточными ресурсами запланированного объема расходов, а также адресности некоторых расходов. Так, планируется получить из республиканского бюджета дотации в сумме 84603,1 млн. руб. и областного бюджета иные межбюджетные трансферты в сумме 3331,5 млн. руб., в том числе на:
— капитальный ремонт жилфонда – 1447,5 млн. руб.;
— капитальный ремонт, модернизацию тепловых сетей – 1456 млн. руб.;
— уплату процентов за пользование льготными кредитами по строительству жилых помещений по госзаказу –128 млн. руб.;
— финансирование мероприятий по охране окружающей среды – 300 млн. руб.
Таким образом, с учетом передаваемых из республиканского и областного бюджетов средств, доходы бюджета Октябрьского района прогнозируются в сумме 174342,8 млн. руб., в т.ч. районного 171702 млн. руб.
Бюджетная политика в области расходов на предстоящий год направлена на рост заработной платы в бюджетной сфере, взвешенная политика расходов – на содержание бюджетных организаций, которые сформированы с учетом роста цен в пределах установленного индекса роста потребительских цен и прогнозируемой оптимизации сети и бюджетных расходов.
Выделение в 2016 году средств по территориям на проведение текущих и капитальных ремонтов, приобретение оборудования и предметов длительного пользования будет осуществляться на основании предложений управлений здравоохранения, образования, спорта и туризма, главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи, комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома.
Бюджет 2016 года сохраняет свою социальную направленность. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы прогнозируются в сумме 135556 млн. руб. или 77,8% всего объема расходов бюджета.
В целом расходы консолидированного бюджета района на 2016 год прогнозируются в общей сумме 174342,8 млн. руб.
Таким образом, сформированный бюджет на 2016 год позволит обеспечить реализацию основных параметров прогноза социально-экономического развития.