«Я в дороге, я в пути…»

Общество

microavtobus1-7За свою трудовую жизнь многим из нас неоднократно приходилось бывать в командировках – долгосрочных
или же краткосрочных. И в ходе них или же по возвращении нередко возникают вопросы,
которые прописаны в законодательных актах, но иногда трактуются совсем по-иному, когда основополагающими становятся слова высокопоставленных чиновников из государственных органов управления, произнесенные в ходе того или иного массового общественного мероприятия.
Где же истина? Попробуем в этом разобраться.

Парадоксы пассажироперевозок

Практически каждый год выезжаю с юными шахматистами на соревнования в областной центр. В последнее время начал пользоваться услугами автоперевозчика, индивидуального предпринимателя И. А. Маханько, так как это было более удобно: при той же цене, что и у государственных перевозчиков, в два и более раза сокращалось время нахождения в пути, детям с вещами не нужно было добираться к месту проживания, так как их постоянно туда подвозили, имелись другие плюсы. До этого с первенств Республики Беларусь неоднократно возвращались с другим индивидуальным предпринимателем А. Н. Слук. Оба работают согласно специальным разрешениям (лицензиям), выданным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Однако во второй половине прошлого года узнал, что билеты на проезд, выданные частными автоперевозчиками, не оплачиваются, а понесенные расходы компенсируются в размере минимальной стоимости проезда независимо от используемого вида транспорта. Причиной изменения подходов оказалась проведенная проверка специалистами областного контрольно-ревизионного управления. Выплаченные ранее деньги за проезд возвращать не стали, но впредь порекомендовали подобного не делать.
28-30 ноября в Гомеле прошло очередное первенство области среди мальчиков и девочек до 10 и 16 лет. А буквально перед ним 25 ноября на сайте БелТА состоялась онлайн-конференция консультанта управления финансирования деятельности государственных органов Министерства финансов Ольги Королинской. В ходе нее ответственному специалисту министерства Борисом Израилевичем из Могилева был задан следующий вопрос: «Следует ли работнику возмещать расходы на проезд к месту командирования и обратно на маршрутном такси, которое осуществляет междугородные перевозки?»
Привожу данный ею ответ, размещенный на официальном сайте БелТА: «Каждому маршруту внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении присваивается номер с указанием вида сообщения в виде специальных символов. В частности, маршрутам, по которым перевозка пассажиров в регулярном сообщении осуществляется автобусами категории М2 (маршрутными такси), присваивается символ «Т» (9п. 36 и 47 Правил автомобильных перевозок пассажиров). По-видимому, в вопросе речь идет как раз про перевозки автобусами категории М2 в регулярном сообщении (выделено мной. – Н. Л.) При осуществлении таких перевозок пассажиру выдается билет, оформленный в соответствии с законодательством, на основании которого расходы на проезд подлежат возмещению».
Через публикацию в газете и размещение на сайте доводим эту информацию под названием «В командировки можно ездить на маршрутках: деньги за билет обязаны вернуть» до всех заинтересованных лиц и со спокойной совестью отправляемся на очередные соревнования с восьмилетними детьми.

Вопрос с бородой
Тема оплаты проезда в командировки и обратно на маршрутном такси или автобусах частников в разных регионах трактуется уже очень давно по-разному. Подход к этому вопросу даже в отдельных административных районах не одинаков: в одних организациях он решается однозначно в пользу пассажира, в других такой проезд не оплачивается и расходы компенсируются в размере минимальной стоимости проезда.
Еще 30 октября 2013 года была проведена онлайн-конференция с той же Ольгой Королинской (обратите внимание на дату ее проведения. – Н. Л.).
Екатериной был задан следующий вопрос: «В соответствии с Инструкцией №35 работнику возмещаются расходы к месту командировки и обратно транспортом общего пользования. Подлежит ли возмещению работнику стоимость проезда к месту командировки и обратно в маршрутном такси, которое осуществляет междугородные рейсы (например, из Минска в Солигорск и обратно?», на что последовал однозначный ответ: «Подлежит, если проездные документы оформлены в соответствии с законодательством». Все сказано конкретно и ясно…

Слово вылетит –
не поймаешь…
Насколько же нужно людям творческим, особенно работникам средств массовой информации, относиться ответственно к сказанному и написанному и опубликованному ими материалу. Ведь малейшая импровизация может в корне изменить суть сказанного и приведет к совсем другим результатам и последствиям. Как получилось в случае с последней онлайн-конференцией…
В опубликованном материале о ней, подготовленном журналистами республиканских СМИ, в одном абзаце говорится: «Наниматель должен оплатить проезд к месту командировки и обратно на маршрутном такси, которое осуществляет междугородные рейсы».
В следующем же абзаце приводятся слова специалиста, которые звучали совсем по-иному (смотреть выше. – Н. Л.): «При осуществлении перевозки пассажиров в регулярном сообщении автобусами категории М2 (маршрутными такси) пассажиру выдается билет, оформленный в соответствии с законодательством, на основании которого расходы на проезд подлежат возмещению (выделено автором. – Н. Л.)», – утверждает Ольга Королинская. Но ведь это не дословные ее слова (смотреть выше. – Н. Л.). Но, тем не менее, за поездку на соревнования мы получили компенсацию только в размере минимальной стоимости проезда.

Повторение –
мать учения
Так как на практике по применению Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь возникает много вопросов, то 30 ноября 2015 года (заметьте, через четыре дня после проведенной онлайн-конференции, поданной в средствах массовой информации весьма специфически) состоялся интернет-семинар на тему «Служебные командировки в пределах Республики Беларусь». И вновь на самые актуальные и востребованные вопросы, которые интересны широкому кругу пользователей, отвечала Ольга Королинская. В числе прочих представителями Мозырского нефтеперерабатывающего завода ей был задан следующий вопрос: «Работник направлен в командировку из г. Мозыря в г. Минск сроком на 5 дней с 23 по 27 октября 2015 г. После возвращения из командировки работник представил в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах, к которому приложил два билета на проезд на маршрутном такси «Полесский экспресс». В билетах указана не вся информация, определенная п. 115 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. №972, но дополнительно приложен посадочный талон произвольной формы с указанием недостающей информации. Возмещаются ли работнику затраты на проезд в маршрутном такси на основании указанных документов?»
Ответ очень обширный и большой. Приведем из него только основное:
«Командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости предоставленных подлинных проездных документов (част 1 подп. 1 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 г. №35 (далее – Инструкция. – Н. Л.)».
Далее идет объяснение, какие перевозки относятся в регулярном и нерегулярном сообщении, что вновь может вызвать вопросы у работников бухгалтерий предприятий при оплате проезда.
Ольга объясняет, что «реквизиты, которые должны указываться в билете на междугородную автомобильную перевозку в регулярном сообщении, указаны в п.115 Правил автомобильных перевозок пассажиров:
-наименование автомобильного перевозчика;
-назначение билета;
— серия (на бланочном билете) и номер билета;
— наименование начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;
— маршрут движения автобуса;
-дата и время начала поездки (при продаже билета в автобусе – необязательно);
-номер места для сидения;
-стоимость проезда;
-дата и время выдачи билета».
Отдельные из этих требований, такие как назначение билета, маршрут движения, номер места при продаже билета в автобусе и т.д., не указываются даже государственными перевозчиками.
И в заключение Ольга подытоживает: «Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае возмещение расходов по проезду в служебную командировку и обратно (вновь нет никаких упоминаний о регулярном и нерегулярном сообщении. – Н. Л.) должно осуществляться на основании подлинных проездных документов, приобретенных и оформленных в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных актов».

Буря в стакане воды
Как видим, все упирается в то, в регулярном или нерегулярном сообщении производятся перевозки. Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь регламентируются вышеназванной Инструкцией. Именно ею мы должны руководствоваться.
Еще 4 марта 2013 года Приказом Министерства финансов №4 в нее были внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 9 июня 2013 года после их официального опубликования. В частности, подпункт 6.1 п. 4.5, в котором говорится «При нерегулярном транспортном сообщении в пределах одного административного района с разрешения нанимателя оплата за проезд может быть компенсирована без предоставления проездных документов по минимальной стоимости проезда», из Инструкции исключен. Но именно на этот пункт по-прежнему ссылаются работодатели.
Вместо него введен подп. 4.1 пункта 4, который гласит:
«Командировочному работнику возмещаются расходы: по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы), расходы за пользование постельными принадлежностями при наличии подтверждения их оплаты. Подлежит возмещению стоимость набора питания, включенная в цену проездного билета».
Сейчас же камнем преткновения стало определение «транспорт общего пользования». По мнению контролирующих органов, маршрутное такси и микроавтобусы частных перевозчиков, особенно работающих в нерегулярном сообщении, к транспорту общего пользования не относятся.
Но ведь в свое время в постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 сентября 2000 г. №22 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (текст документа на 5 декабря 2007 года) в разделе 1 глава 2 «Термины и определения» в шестом пункте и таком же абзаце говорилось: « 6. Термины, применяемые в настоящих Правилах, имеют следующие определения: …
Автотранспорт общего пользования – автомобильный транспорт индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основным видом деятельности которых является перемещение грузов по обращению любого гражданина или юридического лица за провозную плату, установленную соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством» (выделено автором. – Н. Л.). Подобные определения транспорта общего пользования имеются в данный момент в справочной литературе.
Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 года №140-3 «Об основах транспортной деятельности» в первом абзаце статьи 8 «Потребители транспортных работ и услуг имеют право» сказано (дословно): «свободно выбирать производителей транспортных работ и услуг в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь».
Значит, право выбора перевозчика остается за пассажиром. Или не так?..
Попытки найти ответ на этот вопрос непосредственно на месте в районных структурах были безрезультатны. Поэтому был сделан соответствующий запрос в Министерство финансов Республики Беларусь.
(Окончание в следующем номере).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *