Как на уроках в Ломовичской школе применяют информационные технологии

Образование

Нужны ли современные информационно-коммуникационные технологии в школе? Помогают ли смартфоны, планшеты и компьютеры на уроках? Можно ли использовать мобильные приложения, социальные сети при изучении новых тем на занятиях? Об этом и многом другом говорили руководители учреждений образования, работники отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома на районном семинаре. Проходил он на базе Ломовичского детского сада-средней школы.

В этом учреждении педагоги уверены: современные технологии можно и нужно использовать на уроках. Нынешним детям такая подача новых знаний весьма интересна.

Scratch – среда программирования для детей

Два открытых урока посетили участники семинара. Один из них проводила директор Ломовичского детского сада-средней школы Елена Коваленко. Елена Михайловна на факультативном занятии «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» обучала учащихся третьего класса осваивать среду программирования.

Язык Scratch специально предназначен для обучения школьников младших и средних классов основам создания собственных игр, анимаций и совместной работы над проектами. Самое распространенное применение Scratch – это обучение детей программированию в форме создания мультфильмов или игр. На открытом факультативном занятии под руководством Елены Михайловны Коваленко третьеклассники сами создали компьютерную игру наподобие пин-понга. Затем добавили счет и вторую ракетку, отбивающую прыгающий мячик. Также ребята узнали практическое применение Scratch. Педагог наглядно показала, как на этом языке запрограммирована работа датчиков света, напряжения, дыхания, давления.

Как рассказала Елена Михайловна, факультативные занятия «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» стали проводиться в текущем учебном году для учащихся 3 и 4 классов. Проходят они один раз в неделю. Учебная программа факультатива направлена на развитие у школьников интереса к изучению современных технологий и программирования.

— Используя полученные знания, учащиеся смогут применять их на практике, научатся пользоваться микроконтроллерами, — пояснила Елена Михайловна. — Таким образом, виртуальный мир программирования объединится с реальным. А умение работать с микроконтроллерами станет действительно полезным навыком для ребят, ведь они присутствуют в жизни современного человека повсеместно. Без подобных микросхем невозможна работа большинства электронных устройств. Начиная от новогодних гирлянд и заканчивая системами управления атомными станциями. Почти вся бытовая техника управляется микроконтроллерами, они также используются в бортовых компьютерах и современных автомобилях. Во время занятий учащиеся определят, что им нравится, и, возможно, в будущем найдут себя в инженерной профессии, станут программистами.

Смартфон для проверки знаний

Мобильный телефон в руках у учителя географии Александра Есиповича нужен не для того, чтобы отвечать на звонки на уроке. При помощи смартфона Александр Николаевич проверяет у учеников выполнение домашнего задания, а также других работ. Ребята держат карточки с уникальными QR-кодами, в которых зашифрованы ответы по какой-то конкретной теме. Учитель своим телефоном сканирует ответы, в считаные минуты информацию с ответами он видит на своем компьютере, а дети – на экране.

Александр Есипович уверен, что в современном мире нельзя не пользоваться информационно-коммуникационными технологиями на уроках. Качественные возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Мультимедийные презентации, применение QR кодов, виртуальные реальности — все это и многое другое он использует на своих занятиях. Например, часто на уроках географии педагог включает учащимся небольшие видеосюжеты из видеосервиса YouТube. Важное условие для просмотра роликов, чтобы они не содержали рекламу, информация должна соответствовать возрастным и интеллектуальным способностям учащихся, принципам научности.

Александр Николаевич использует на уроках различные сервисы и приложения: виртуальные карты, экскурсии, опросы, игры, викторины.

Информационные технологии как часть образовательного процесса  

Как позже узнали участники семинара, в Ломовичском детском саду-средней школе органично и дозированно включают информационные технологии в процесс воспитания дошкольников, например, во время музыкальных занятий. Малышей знакомят с музыкой и одновременно показывают иллюстрации, презентации, видеоролики. Виртуальные экскурсии в театр, музей, на концерт помогают увлечь детей как школьного, так и дошкольного возраста искусством, вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка.

Электронные образовательные ресурсы использует в своей работе и практической деятельности педагог-психолог, которым в учреждении работает Александр Есипович.  В настоящее время Александр Николаевич решает огромное количество задач, среди которых полноценное психическое и личностное развитие учащихся на всех возрастных этапах, раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала. Решение этих и других задач невозможно без проведения психодиагностики. Большую часть времени работы педагога-психолога занимает проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного учащегося, а целой группы. В этой ситуации на выручку Александру Николаевичу приходят информационно-коммуникационные технологии. Дети с интересом откликаются на любую деятельность, связанную с компьютером. А современные сервисы предлагают различные качественные тесты, задания, опросы.

Во время семинара участники побывали на внеклассном мероприятии «Суд над компьютером». В роли судьи, прокурора, адвоката, свидетелей и обвиняемого выступили учащиеся и учителя учреждения. В необычной форме была предоставлена информация о компьютерной зависимости и способах ее лечения, плюсах и минусах информационных технологий. Кто-то обвинял компьютер, кто-то его оправдывал, но в итоге все пришли к выводу, что при соблюдении меры он необходим современному человеку. И без него в 21 веке уже не прожить.

В конце семинара директор Ломовичского детского сада-средней школы Елена Коваленко, и ее заместитель Оксана Пугач поделились опытом работы учреждения. Свою деятельность Ломовичская школа начала в 1910 году. Сейчас здесь обучается 40 учащихся, для троих ребят организован подвоз из деревни Грабье, детский сад посещают 12 воспитанников. Все учащиеся школы заняты в спортивных секциях и кружках. Педагоги многое делают для того, чтобы сельское учреждение образования давало детям универсальные знания. Одним из условий работы школы является использование информационно-коммуникационных технологий. Участники семинара убедились в том, что здесь это направление развито на высоком уровне. Во время подведения итогов встречи начальник отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома Марина Балынская подчеркнула, что всем учреждениям района необходимо перенимать опыт Ломовичского детского сада-средней школы. Для этого, возможно, будет организован отдельный обучающий семинар по этой теме.

Ирина ЛЕШКОВА.

Фото автора.  



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *