Сегодня — День памяти воинов-интернационалистов

Главное Общество

Грозное дыхание Саланга

Этот печально известный во всем мире горный перевал наш земляк Владимир Мордус за времянахождения в Афганистане пересекал, рискуя жизнью, более 5 раз.

Саланг считается самым высоким дорожным участком на планете. Стокилометровая трасса (60километров на подъем, 40 на спуск и наоборот) зажата горами высотой почти 4тысячи метров, вершины которых упираются в облака и вечные снега. На одном из участков в скалах пробит глухой 3-километровый тоннель. Дорога идет причудливыми изгибами-серпантинами. В общем, красота неописуемая. Если бы все это лицезреть в мирное время… А тогда, в начале 80-х, Саланг был главной дорогой жизни на Афганской войне.  Преимущественно по этой трассе из Советского Союза беспрерывным потоком доставлялись грузы –боеприпасы, горючее, продовольствие, медикаменты, «гуманитарка». Крайне трудная по условиям продвижения дорога таила в себе и другую опасность, нередко смертельную: скалы, ущелья, незаметные проемы среди них являлись отличным укрытием для врагов-моджахедов, проводивших здесь серии диверсий и обстрелов по советским транспортным колоннам.

Коренной куринчанин Володя Мордус ранее горы видел только в кинофильмах и в телепередачах. Тем более, никогда не думал, что придется служить в малоизвестной тогда южной стране, находясь в постоянной боевой готовности. Будущий солдат окончил Ломовичскую среднюю школу, где кроме аттестата получил и права тракториста. Отучился 5 месяцев на водителя в тогдашнем Октябрьском ССПТУ-41, до повестки из военкомата успел поработать в родном совхозе «Заозерье» на тракторе МТЗ-50. И уже 2 мая 1979 года Владимира Мордуса, которому незадолго до того исполнилось 18, всем Курином провели в армию.

Первоначально местом службы для новобранца стал артиллерийский полк, базировавшийся в городе Скопин Рязанской области. Владимир изначально стал водителем. В целом служилось неплохо, тем более, что познавал армейскую науку вместе с несколькими ребятами из нашего района – такая поддержка многое значит. Все резко изменилось ближе к году службы. В солдатских кругах серьезно поговаривали про только что начавшуюся войну в Афганистане, участие наших войск в ней, хотя правдивой информацией владели скупо. В начале марта 1980 года десятерых водителей артбатальона, в том числе и Владимира Мордуса, вызвали в штаб, где и сообщили, что они направляются на юг. Выдали новую х/б и п/ш форму, сразу командировали в подмосковный Наро-Фоминск, в Кантемировскую танковую дивизию. Там загрузили на железнодорожные платформы военную технику – танки, бронетранспортеры, грузовики, и  сформированный личный состав уехал в неизвестные дальние края. Через неделю прибыли в конечный пункт – приграничный Термез в Узбекистане. Там солдаты-водители, разгрузившись, в целях адаптации прошли в спешном порядке автомобильный марш по горным дорогам и через пару дней своим ходом двинулись через границу на афганскую столицу Кабул.

Далее для нашего земляка на целых 14 месяцев местом службы стали кабульские окрестности, где расположился палаточный городок отдельного танкового ремонтно-восстановительного батальона. В нем Владимимр числился опять же водителем: в его распоряжении находился ЗИЛ-131 с большим фургоном-кунгом, служащим ремонтной мастерской на колесах. Вот на этой машине рядовой Мордус и направлялся в опасные командировки с целью оказания помощи в ремонте боевой техники на места дислокации танковых подразделений, в основном в афганские города Кундуз и Джелалабад.

— Поначалу под Кабулом и в пути следования было относительно спокойно, — вспоминает Владимир Евгеньевич события 40-летней давности. – После переворота в декабре 1979-гои  первых ожесточенных боев наступило некоторое затишье. Но то, что здесь все-таки идет война, периодически напоминало о себе. Ночью на дорогах, на том же перевале Саланг доводилось видеть, как «прощупывают» местность трассирующие пули. Тут уже смотрели в оба – заряженный автомат и полный боекомплект всегда были под рукой.

А вот что смерть может настичь в воюющем Афганистане в самый неожиданный момент, демонстративно показал один случай, произошедший на Саланге. Взобравшись на приличную высоту, колонна машин приостановилась на ровном месте, чтобы взять передышку для следующего подъема. В ЗИЛе, где за рулем был Владимир Мордус, сбоку находился взводный, старший лейтенант Никитин. У офицера выпала зажигалка, он нагнулся, и над его плечом как раз просвистела пуля. Вражеский снайпер (а это был, скорее всего, он), находящийся в незаметном укрытии, по воле случая промахнулся, зацепило только звездочку на лейтенантском погоне. Ее командир потом носил как амулет на шее, остался цел и невредим…

Единичные обстрелы колонн, в составе которых двигался и  наш земляк, случались и позже. Вообще, как вспоминает Владимир, в тяжелых ситуациях как на горных серпантинах, так и на месте дислокации воинской части здорово помогала взаимовыручка товарищей из по сути интернационального батальона –служили плечом к плечу белорусы (их, правда, вместе с Володей было всего трое),украинцы, таджики, узбеки, русские, представители других народностей. Это в числе прочих факторов помогло всем выстоять и благополучно вернуться домой.

В родной Курин Владимир Мордус вернулся в мае 1981-го (добирался из Афгана самолетом через Ташкент на Москву, оттуда на родину – уже поездом). По возвращении, привыкнув к напряженным армейским будням, не смог долго сидеть без дела. Буквально через месяц устроился водителем в местную сельхозхимию, где добросовестно трудится им вот уже почти 4 десятилетия, безукоризненно выполняет различные транспортные перевозки. Жена Светлана Михайловна всегда рядом с Владимиром Евгеньевичем –она бухгалтер в том же УП «Октябрьагрохимия». Супруги вырастили двоих сыновей(Юрий и Дмитрий Мордусы уже имеют свои семьи, живут в Минске и рядом со столицей), у дедушки и бабушки уже трое внуков. Отдельным предметом гордости для всех их является, конечно же, глава семьи, один из первых в нашем районе воинов-интернационалистов афганского периода, всегда активный участник военно-патриотических мероприятий с участием боевых товарищей. Еще следует обязательно отметить, что для Владимира Евгеньевича текущий год юбилейный втройне: в январе ему исполнилось 60, в мае будет 40 лет со времени благополучного возвращения из Афганистана и столько же десятилетий – работе на одном месте по обслуживанию агропромышленного комплекса района. Так что поздравления были, есть и будут!

Юрий Касперович.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *