Пропавший без вести человек – трагедия для родных и близких

Информация служб

 

В мире, где цивилизация достигла уровня, когда люди могут связаться друг с другом из любой точки Земли посредством сотовой, спутниковой связи – пропадают люди.

Без вести  пропавшими считаются лица,  исчезнувшие внезапно,  без видимых к тому причин, местонахождение и судьбы которых остаются неизвестными.

Например, каждый день в республике регистрируется более 20 заявлений о людях пропавших без вести. Конечно, большая часть из этих людей находятся, но остается и та часть, которая пропала навсегда. 

К сожалению,  в настоящее время при современном развитии разнообразных  средств коммуникации существует вероятность того,  что человек неожиданно для своих родных и близких может вдруг без вести  пропасть. Чаще всего это происходит не где-нибудь в лесу, вдали от обжитых людьми мест, а напротив, в многолюдных городах  – мегаполисах и других населенных пунктах.  Причины  исчезновения  людей разнообразны  – от банального побега несовершеннолетних из дома,  чтобы посмотреть на  мир, до  убийства  граждан с последующим сокрытием или уничтожением их трупов.

Безвестное исчезновение граждан, независимо от его действительных причин, –  трагедия для самого исчезнувшего и практически всегда большая беда,  глубокие переживания и серьезные проблемы для его  близких и родственников.

Многие  считают, что пропадают чаще те люди, которые попали в какие-либо криминальные «разборки». Однако на самом деле, таких меньшинство. Поскольку пропасть без вести может не только ребенок, но и взрослый, вполне самодостаточный человек, следует знать, какая категория людей подвержена наибольшей опасности:

на первом месте пожилые люди, инвалиды, лица страдающие психическими отклонениями;

дети, старше семи лет. Обычно родители уже меньше опекают ребенка в этом возрасте. Кроме этого, возникают конфликты и недопонимание в семьях с подростками, такие дети склонны сбегать из дома. Пропавшие без вести дети – достаточно больной вопрос. Замечено, что пропадают чаще дети тех родителей, которые не слишком следят за их передвижениями. Однако часто пропадают и дети, которые пытаются избавиться от созерцания пьяных или агрессивных родителей;

любители охоты, грибники, которые уходят в лес. Рыбаки, которых привлекает подледный лов. Эти люди находятся в зоне явного риска;

жертвы преступного посягательства или несчастного случая.

Причины,  по которым люди исчезают из поля зрения своих родных и близких,  обусловлены  разнообразными  факторами и  не всегда носят  криминальный характер.  Большинство объявленных в розыск лиц в конечном итоге разыскивается (приходят домой, дают знать о себе родным и близким;  задерживаются органами внутренних дел; обнаруживаются в больницах,  в моргах и т.п.).

Как найти без вести пропавшего? Чтобы человека начали искать, нужно подать заявление о его пропаже в органы внутренних дел.

Осуществляя свою деятельность по разрешению заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан, подразделения, производящие розыск, руководствуются Законами Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», «Об  оперативно-розыскной   деятельности», иными нормативно-правовыми актами. 

К заявлениям и сообщениям о  безвестном  исчезновении граждан сотрудники органов внутренних дел всегда относятся с повышенным вниманием. Поиски организовываются в первые же сутки, для начала в том месте, где пропавшего видели в последний раз (по месту пребывания или по месту проживания). Обеспечивается участие специалиста и применение научно-технических средств, принимаются меры к поиску документов,  ценностей или вещей,  которые,  со слов заявителя, тот имел при себе, обнаружению и изъятию образцов сравнения (следов пальцев рук, волос, потожировых веществ). Кроме этого, выясняется, нет ли данных о нем в больницах и моргах города. Осуществляется опрос лиц,  обратившихся в органы внутренних  дел  с  заявлением, выясняются обстоятельства исчезновения:  имел  ли  исчезнувший  при  себе крупную сумму денег, документы, ценные вещи, какая одежда была на нем. Изучается его круг общения, взаимоотношения с родственниками, знакомыми и сослуживцами.  а также люди, с которыми исчезнувший имел контакты в день исчезновения.  Проверяются полученные сведения о возможных местах нахождения пропавших, о лицах, видевших их перед исчезновением  или  располагающих  иной  необходимой для розыска информацией.

Кроме того, розыск пропавших без вести проводится и с помощью объявлений, вывешенных в общественных местах, размещения сведений в средствах массовой информации и глобальной сети Интернет. Большая часть пропавших находится в первые месяцы.

Если ситуация, при которой исчез человек, косвенно указывает на то, что он стал жертвой преступления или если в течение 10 суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок,  установить местонахождение лица не представилось возможным, то указанные обстоятельства являются основанием для возбуждения уголовного дела.

Вот некоторые признаки,  дающие основания предполагать, что  разыскиваемый  стал жертвой преступления:

1) отсутствие  данных  о  намерении  человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

2) отсутствие заболевания,  которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

3) наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей  (одежды)  и  денежных средств,  без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия,  наличие у пропавшего денежных средств  или  других  ценностей,  которые  могли привлечь внимание преступников;

4) наличие длительных или острых конфликтов в семье;

5) безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или  несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

6) наличие преступных связей,  угроз в адрес  исчезнувшего  лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех,  кто контактировал с  ним перед исчезновением;

7) наличие  в  жилище,  салоне автомашины,  рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

8) наличие объяснений опрошенных лиц,  указывающих  на  возможное совершение преступления;

9) несообщение об исчезновении человека в правоохранительные  органы  со стороны  лиц,  которые  в  силу  родственных  или  иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

10) внезапный ремонт квартиры,  где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

11) поспешное  решение  членами  семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов,  которые можно решать только при уверенности, что  пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

12) исчезновение с автотранспортом;

13) исчезновение,  связанное  с  отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

14) исчезновение несовершеннолетних,  а также женщин при следовании  по  безлюдной  или малолюдной местности,  особенно в вечернее или ночное время,  безвестное отсутствие беременной женщины;

15) исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Иногда правоохранительные органы сталкиваются с трудностью установления личности тех лиц, которые в силу возраста, физического или психического состояния не могут сообщить о себе интересующую информацию, а также, в случае обнаружения неопознанного  трупа.  Проводится большая работа по установлению личности, которая, увы, не всегда приводит  к  положительному  результату. Значительно затрудняет и замедляет ее отсутствие отпечатков пальцев человека на дактилоскопическом учете. 

В 2003 году в Республике Беларусь принят  Закон  «О  государственной дактилоскопической  регистрации» от 4 ноября 2003г. №236-З.  Указанным законом (ст. 5) установлены виды  государственной  дактилоскопической регистрации: добровольная и   обязательная.  Определены условия добровольной (по письменному заявлению) дактилоскопической  регистрации (ст. 6), а также определены категории граждан,  которые подлежат обязательной регистрации (ст. 7). Предусмотрены также сроки хранения (ст.13) и порядок уничтожения дактилоскопической информации (ст. 15).  В соответствии со ст. 20 надзор за исполнением указанного закона  органами,  проводящими государственную  дактилоскопическую регистрацию и использующими дактилоскопическую информацию,  осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.

Необходимо отметить, что дактилоскопическая регистрация граждан, определенная правовыми рамками, не только не нарушает их конституционные права и гарантии на частную жизнь,  а напротив,  защищает личные права  человека, так  как  каждый  имеет  право  жить,  умереть  и  быть похороненным под своей фамилией.  Родственники умершего также должны иметь право достоверно  знать о факте  его смерти,  месте  захоронения,  иметь  возможность  похоронить его.  (К  сожалению,  в настоящее время такая возможность родственникам умершего неопознанного гражданина представляется не всегда).

Дактилоскопическая  регистрация  граждан  может,  в частности, не только использоваться для розыска без вести  пропавших,  установления по неопознанным  трупам личности человека,  но и послужить действенной мерой предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Основная роль в установлении и розыске без вести пропавших лиц принадлежит, безусловно, органам внутренних дел.  Но искать пропавших без вести может не только милиция. Существуют целые организации, содружества по поиску пропавших людей. Волонтеры из таких формирований оказывают содействие правоохранительным органам и помогают разыскивать тех, кто потерялся или пропал. Они имеют определенную материально-техническую базу, некоторый опыт и собственный устав, не позволяющий оставить в беде того, кто нуждается в их помощи.

Александр Кучвальский,  заместитель  начальника ОВД Октябрьского райисполкома                                     



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *