ПАМЯТИ сожженных деревень

Главное Год народного единства Общество

Память – это единственное, что остается с нами, и чем мы можем отблагодарить не вернувшихся с войны и отдавших свои жизни в годы военного лихолетья. Они погибли ради нас, ныне живущих, и теперь достойны вечной славы, вечной памяти.

Мировая история не знает примеров такого целенаправленного геноцида, какой довелось пережить в годы Великой Отечественной войны, когда целым народам было предписано уничтожение, города стирались с лица земли, а деревни сжигались дотла вместе с людьми.

В этом году исполняется 78 лет со дня трагедии в Хатыни. Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних сел, мало кому было известно. Сегодня Хатынь знают во всем мире. Само по себе это слово стучит пеплом в сердцах миллионов людей. Хатынь стала символом безмерных испытаний белорусов, является олицетворением несколько сотен белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями и больше не возродившихся. На белорусской земле было разрушено и сожжено 9200 населенных пунктов, из которых более
5 тысяч – вместе с населением во время карательных операций фашистов.

К сожалению, в каждом регионе Беларуси есть своя печальная статистика на этот счет, и наш район не стал исключением. В конце марта- начале апреля 1942 года немецко-фашистскими захватчиками была проведена карательная операция «Бамберг» против партизанских отрядов и мирного населения. За несколько дней каратели полностью сожгли вместе с жителями 6 деревень, которые не были восстановлены после войны. Земля из этих пепелищ находится в мемориальным комплексе «Хатынь». Частично фашисты и их приспешники подвергли сожжению 97 деревень района. От рук карателей погибло около
6 тысяч мирных жителей, погиб каждый третий житель района. На оккупированных землях Гомельской области с лица земли были стерты 1126 населенных пунктов.

Сотрудники ГУК «Октябрьская районная библиотека» в своей работе регулярно обращаются к теме сожженных деревень, теме, о которой страшно говорить. Но только так можно сохранить память об ужасах войны, а также предупредить очередные попытки переписать историю, принизить роль белорусского и русского народов в Великой Отечественной войне. 

Эту память нужно не только сохранить, но и передать подрастающему поколению. Молодежь должна знать историю своего народа достоверно, из подлинных источников, основанную на фактах, а не из сомнительных интернет-страниц. С этой целью для школьников проводится цикл патриотических мероприятий «Судьбы сожженных деревень», откуда их участники узнают о трагедии белорусской Хатыни и повторивших ее судьбу деревень Октябрьского района.

Для того чтобы достучаться до детских сердец, используются эмоционально насыщенные материалы: воспоминания очевидцев военных событий, обзоры книг, выставки, картины, фотографии, фрагменты документальных фильмов. Сожженные деревни Октябрьского района  живут не только в народной памяти: о них пишут стихи и поэмы, снимаются фильмы, чтобы человечество помнило о смертельной угрозе, которую оно избежало.

Смуга, Перекалье, Селище, Рудня… Они и некоторые другие сгорели в огне вместе со своими жителями. Фрагменты земли сожженных фашистами населенных пунктов района, перевезли на кладбище белорусских деревень — в Хатынь. Мемориальный комплекс, кстати начинается с надгробия нашей деревни Вежин. Землю из нее доставил известный уроженец этого населенного пункта Яков Падута.

                                                                              Мемориальный знак на месте бывшей деревни Смуга, уничтоженная фашистами

События той страшной трагедии нашли подробное отражение в поэме – исповеди белорусского поэта Виктора Стрижака «Монолог вежинца».

Смуга – это ещё одна незаживающая рана октябрьского края, наша невысказанная боль, которой делится в своем стихотворении «У сожженной Смуги» местная поэтесса Галина Анискович.

Особо хочется остановиться на книге «Я из огненной деревни». (авторы — Алесь Адамович, Владимир Колесник, Янка Брыль). Главное и основное достоинство происхождение его – историчность где, абсолютно нет вымысла. Это бесконечно страшная хроника стирания с лица земли белорусских деревень, в том числе и в Октябрьском районе, вместе с их жителями отрядами фашистских карателей. Расстреливали и заживо сжигали всех — от младенцев до стариков. Особую боль вызывает смерть огромного количества детей. «…Подожгли Ковали. На этом моменте. И мужчины эти позалезают на крышу, смотрят и видят, как ловят детей и бросают в огонь…» (из воспоминаний Матруны Трофимовны Гринкевич,
д. Курин). «Сколько раз умирает мать, когда на ее глазах умирают дети?»  Каждое слово пропитано кровью и болью тех, кто чудом выжил и готов рассказать о нечеловечески адских событиях спустя тридцать лет (дата интервью — начало 70-х). Очень сложно почувствовать хоть один процент того ужаса, который выпал на долю обычным деревенским людям в Беларуси во Вторую мировую войну. Читать реальные истории реальных людей сложно. Здесь же не просто истории, это истории смертей. Мужчин, женщин, стариков, детей. Это страшная история, но это было, и от этого еще страшнее.

Книги о войне читать важно и нужно, чтобы знать, понимать других людей, в странах, где идет война. Чтобы не повторять ошибок, чтобы быть выше и чище, чтобы когда нужно, защитить своих близких. Сейчас уже почти никого не осталось в живых из очевидцев тех событий, но память о тех мертвых и выживших она остается навсегда благодаря таким книгам.

Мероприятия, проводимые в учреждениях культуры – это назидание всем тем, кто помышляет перекраивать историю, умалять мужество и героизм советского народа, наших дедов и прадедов, плечом к плечу отстоявших мир и свободу, уничтоживших и изгнавших фашистов с нашей родной земли.

Алла Чуева Альгимантасовна, библиограф государственного

учреждения культуры «Октябрьская

районная библиотека».                            



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *