Новое в законодательстве о борьбе с коррупцией

Общество

В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по противодействию коррупции. Одним из значимых шагов в данном направлении стало принятие Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 №305-3, который вступил в силу с 24.01.2016. При этом действовавший ранее Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006 №165-3 в тот же день утратил силу.

В новом Законе содержится значительное количество нововведений. Некоторые из них существенно модифицировали и конкретизировали ранее существовавшие нормы, а некоторые закрепили новые формы противодействия коррупции и предоставили государственным органам широкие возможности для противодействия данному негативному явлению.
К существенным нововведениям следует отнести следующие:
— изъятие имущества, его стоимости и суммы расходов, которые явно не могли быть приобретены, сделаны на основании полученных законным
путем доходов;
— расширен перечень лиц, обязанных предоставлять декларации о доходах и имуществе, в которых в ряде случаев предусмотрено отражение большего количества сведений;
— введены ограничения в приеме на работу лиц, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства;
— введены ограничения на выплату пенсии для отдельных категорий работников, запятнавших себя коррупцией.
Так, новым Законом введен механизм, позволяющий на основании решения суда по иску прокурора взыскать в доход государства имущество (его стоимость) и стоимость расходов, явно превышающих законные доходы. Под явным превышением понимается превышение на 25% и более.
Указанная норма закреплена в ст. 36 нового Закона и распространяется на государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супругов, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
Новым Законом расширен перечень субъектов, обязанных предоставлять декларации.
Например, ст. 30 нового Закона к таким лицам отнесены граждане, назначаемые на должности руководителей организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Особый порядок декларирования доходов и имущества установлены статьей 31 Закона для государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супругов, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
Данные лица, кроме прочего, должны отражать в декларации имущество, находящееся в фактическом владении, пользовании на возмездной или безвозмездной основе 183 дня и более в течение декларируемого периода, за исключением предоставленных в установленном порядке жилых помещений в общежитии, жилых помещений государственного жилищного фонда, а также имущества, используемого для целей исполнения служебных (трудовых) обязанностей.
Также указанная категория лиц обязана отражать в декларации сведения о долях в уставных фондах (акциях) хозяйственных товариществ и обществ, паях в имуществе производственных и потребительских кооперативов независимо от их стоимости на дату представления декларации о доходах и имуществе; а также сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых в декларируемый период приобретено (получено во владение, пользование) имущество, указанное в декларации о доходах и имуществе.
Статьей 34 нового Закона определены случаи освобождения от ответственности лиц, допустивших нарушения порядка декларирования имущества. Подобные нормы применяются в случае незначительных ошибок при заполнении деклараций, а также в случае самостоятельного выявления неточностей.
В целях исключения случаев повторного устройства на государственные или руководящие должности лиц, запятнавших себя коррупционными проявлениями, в рассматриваемом Законе предусмотрены специальные нормы.
Согласно ст. 22 нового Закона, в течение пяти лет после увольнения лиц по дискредитирующим основаниям, не допускается их назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь).
Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после: такого увольнения, кроме перечисленных в предыдущем абзаце, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района города Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
При этом Президентом Республики Беларусь в отдельных случаях может определяться иной порядок назначения на руководящие должности.
Отдельно в ст. 22 нового Закона указано, что лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу. Причем данный запрет носит бессрочный характер.
Кроме того, в статье 23 нового Закона отмечено, что нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.
Претерпел изменения порядок оформления обязательств о соблюдении
антикоррупционных правоограничений. Действующий Закон предусматривает оформление обязательств, по соблюдению ограничений, предусмотренных четырьмя статьями нового Закона (ст.ст. 17-20), в то время как ранее – лишь одной (ст. 17 утратившего силу Закона).
Существенно изменились и сами ограничения, установленные для государственных должностных лиц.
Прежде всего, необходимо упомянуть, что запрет заниматься иной оплачиваемой работой, ранее распространявшийся на всех государственных должностных лиц, теперь относится лишь к государственным служащим, сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Это означает, что значительная часть государственных должностных лиц получила возможность работать на условиях внешнего совместительства Закона.
Кроме того, в новом Законе содержится целый ряд иных норм, которые отсутствовали в старом.
И. А. Головаченко,
заместитель
прокурора Октябрьского
района младший
советник юстиции.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *