Новая волна мошенничества с банковскими картами

Общество

В Беларуси с новой силой активизировались мошенники, которые разными способами выманивают у людей данные банковских карточек. Человеку будто бы звонит банковский работник, убедительно с ним беседует, в результате доверчивый гражданин как на блюдечке передает злоумышленнику сведения о номере паспорта, карточки и даже пин-код, тем самым лишаясь своих собственных денег.

Рассмотрим методы мошенников. Чаще всего они звонят наиболее уязвимым категориям граждан, к примеру, пенсионерам, молодым мамам с маленькими детьми. Чаще всего якобы «сотрудник банка» представляется, интересуется, снимались ли в течение 20 минут деньги с карточки. Человек отвечает:  ничего не снимал. И ему начинают объяснять, что его счет был подвержен мошеннической атаке и операцию надо срочно отменить. Либо сообщают, что в данную минуту на имя этого человека оформляется кредит, и нужно остановить мошенника. Для этого необходимо сообщить номер паспорта, кто-то просит идентификационный номер, говорит, что сейчас придет смс-сообщение и нужно будет на него ответить. Сотрудники банка убедительно просят: никому нельзя сообщать свои данные по телефону. У настоящего банка все эти данные есть. Единственное, что у вас могут спросить реальные банковские работники – это три последних цифры карточки или секретное слово. Да и в целом в настоящем банке какие-либо операции производятся только в присутствии клиента.

Еще один вид «развода» — это использование социальных сетей. Страницу одного человека взламывают, и от его лица пишут всем друзьям: помоги, нужны срочно деньги, дай номер карточки, я потом тебе переведу. Доверчивые пользователи соцсетей иногда и попадаются в такую ловушку. Подобные случаи происходят и в нашем районе.

Среди ночи в одной из социальной сети Марине (имя изменено) написала сестра с просьбой срочно дать ей номер карточки и код от интернет-банкинга, объяснив, что она потеряла телефон и у нее большие проблемы. Марина все данные выслала, хотя на тот момент на карточке было всего 8 рублей. Но через пару дней ей были зачислено пособие по уходу за ребенком, которое исчезло в неизвестном направлении.

Еще один реальный случай из нашего района. Пенсионерке Светлане пришло сообщение от сеседки примерно следующего содержания: «а ты знаешь, что банк к 100-летию дарит всем по сто рублей, хочешь – давай тебе помогу. Для этого пришли мне номер своей карты и срок действия». Доверчивая Светлана, которая никогда не общалась при помощи смс все данные написала. Потом удивлялась сама, почему же не позвонила этой соседке и не поговорила с ней лично. Пенсионерке повезло, денег на карточке не было, она все же обратилась в наш банк, ее карту заблокировали, выпустили новую и объяснили, что это был мошеннический развод.

У похитителей с банковских карточек масса уловок. К примеру, на одну из таких попалась жительница нашего района. Среди ночи ей прислали сообщение со словами: ваш сын попал в аварию, срочно переведите 500 долларов. Женщина еле дождалась утра, прибежала в банк с просьбой перевести деньги. Банковские работники, услышав неладное, предложили клиентке позвонить сыну. Как оказалось, у него все было в порядке, и в аварию он не попадал.
Приводить примеры можно долго. Важно понять, что волна хищений с карточек распространяется с небывалой силой. И банковские работники, и сотрудники правоохранительных органов убедительно просят граждан не вестись на удочки мошенников. 

Простые советы:

  1. Никому не называйте полный номер банковской карты, ФИО и срок ее действия (в банке могут попросить первые или последние несколько цифр номера карты, секретное слово).
  2. Ни в коем случае не передавайте CVV на обратной стороне карты.

Никому не передавайте сеансовые пароли, которые приходят по SMS. Если вы не запрашивали пароль сами (пытались войти в интернет-банкинг, например), а пароль пришел — также время бить тревогу.

  • Не стесняйтесь проявить недоверие в случаях, когда вам звонят от имени банка и рассказывают о краже денег, незаконных операциях с вашей картой, оформлении кредитов, рассрочек и так далее — перезванивайте сами по телефонам, указанным на официальном сайте банка или на обратной стороне карточки.
  • Не публикуйте в сети данные вашей карты, если это не доверенная платежная система, которая требует ввода информации при проведении платежа.
  • А лучше не используйте основную банковскую карту для интернет-платежей (заведите отдельную, перечисляйте деньги на нее по необходимости). В наших банках можно заказать отельные виртуальные карты, переводить на них сумму для оплаты товаров интернете. С зарплатных карточек лучше не рассчитываться.  
  • Включите двухфакторную аутентификацию, где это возможно.

Помните: мошенники считают вас слабым звеном. Разочаруйте их.

Нацбанк Беларуси опубликовал предупреждение об участившихся случаях вишинга. Управление защиты информации Национального банка рекомендует в случае поступления подобных звонков немедленно завершить разговор и обратиться в контакт-центр банка, эмитировавшего карточку, рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка.

В случае если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Справочно:

Вишинг — это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий со своим карточным счетом / платежной картой.

Ирина ЛЕШКОВА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *