8 марта

Общество

8 марта8 марта 1825 года стало роковым для композитора Александра Алябьева.
В этот день он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Изрядно выпив, стали играть в карты. И хозяин выдал пару увесистых пощёчин воронежскому помещику Тимофею Времеву, который отказался уплатить крупный проигрыш, намекая на «нечистую» игру. Через три дня помещик скончался, и Алябьеву предъявили обвинение в убийстве. Следствие длилось три года, и всё это время композитор провёл в тюрьме. Единственное, чего смогли добиться родственники Алябьева, так это разрешения поставить в его камеру фортепьяно. Тогда-то и был написан знаменитый алябьевский «Соловей». Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, его осудили: лишили дворянства, всех гражданских прав, чинов, боевых наград и сослали в Сибирь.

8 марта8 марта 1921 года начал работу Х съезд РКП(б), определивший переход к новой экономической политике (нэпу).

С эстрады пели:
Был на мне платок простой,
Потому такой уж строй,
Времена теперь не те,
Покупаю декольте.

8 мартаВ 1963 году Никита Сергеевич Хрущевпросто фонтанировал сочными высказываниями и определениями. В течение одного дня он успел заявить, что в СССР нет проблем «отцов и детей», назвать творчество Евгения Евтушенко «тошнотворной стряпней», сделать признание, что ему нравится песня «Ручеек» и определить джаз как музыку, от «которой тошнит и возникают колики в желудке».

8 мартаНапомню, все это Никита Хрущев сказал в 1963 году и, возможно, кто-то удивится, как в таких условиях вообще что-то могли создавать творческие люди в те времена. А вот что говорит по этому поводу именинник сегодняшнего дня известный сценарист, режиссер и актерАлександр Адабашьян — цитирую: «Есть какая-то ностальгия по тому времени, когда мне было двадцать лет… Раньше была «давиловка» идеологическая, а теперь — денежная. Неизвестно, что страшнее. Раньше уговаривали переснимать, вызывали на ковер, а сейчас не хочешь — снимет другой, он и деньги получит. И жизнь сломают, и картины не будет…»

8 мартаВ 1967 году дочь Сталина Светлана Аллилуева во время поездки в Индию отказалась вернуться в СССР. За полгода до этого, с разрешения Политбюро, она отправилась в Индию, чтобы развеять над Гангом прах своего гражданского мужа, индийского коммуниста Браджеша Синкха, который скончался в Советском Союзе. Для 41-летней дочери Сталина это была первая поездка за границу. В Индии Аллилуева пробыла два месяца и хотела остаться еще, но советский посол Бенедиктов вручил ей билет на самолет. Аллилуева обратилась в американское посольство за политическим убежищем: «Я села на стул у стены, — вспоминает она, — поставила чемодан, положила на него пальто, и стала ждать — не знаю кого, не знаю чего. Мне было все равно, — будь что будет… А о деталях незачем волноваться: хуже, чем было — не будет». Одним из последствий побега Аллилуевой стала отставка председателя КГБ Семичастного.

8 мартаДля советских битломанов этот праздничный день 1979 года стал праздничным вдвойне: в «Советской культуре» появилась первая в Советском Союзе крупная статья о легендарной ливерпульской четверке. До этого в СССР о «Битлз», конечно, писали, но либо в ругательном, либо в пренебрежительном тоне. А упомянутая статья в органе ЦК КПСС(!) и размерами своими поражала (почти две полосы), и написана была в доброжелательном тоне. Жаль только вышла поздновато – с момента распада группы прошло уже 9 лет.
Тем не менее Советский Союз по-прежнему оставался той редкой страной в мире, где пока не было выпущено ни одного диска-гиганта «Битлз», а по телевидению ни разу не показали даже кусочка их концертного выступления.

8 мартаВ 1906 году в подмосковном Сергиевом Посаде родился кинорежиссер – постановщик сказок Александр Роу.
Первая его работа — фильм «По щучьему веленью» — вышел на экраны в 1938 году. Самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном». От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. У Роу был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Роу покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой режиссер ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

8 мартаВ 1939 году в Златоусте родилась шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Лидия Скобликова. «Уральская молния», как ее прозвали в мире, начала заниматься спортом еще в Челябинском пединституте. Ее способности заметили на чемпионате России в Горьком, а спустя три года, в 1960-м, Лидия выиграла две золотые медали на Олимпиаде в американском городе Скво-Вэлли. На плечи девушки, которой не было и 21 года, свалилась бешеная популярность: на Урале ходили слухи, что Ричард Никсон, тогдашний вице-президент США, подарил Скобликовой самолет. Слава не помешала «уральской молнии» блестяще выступить на следующей Олимпиаде в австрийском Инсбруке в 1964-м и установить рекорд, который можно повторить, но нельзя побить: Скобликова победила на всех четырех олимпийских дистанциях — 500, 1000, 1500 и 3000 метров. Помимо шести олимпийских побед в активе Скобликовой 25 золотых медалей на мировых чемпионатах и 15 — на первенствах СССР, а также множество мировых и всесоюзных рекордов. Построенный в Челябинске в 2004 году крытый конькобежный каток (в России таких только два) назвали в честь Скобликовой «Уральская молния».

8 марта8 марта 1941 года в семье известных эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера появился на свет сын Андрей, актер, родившийся и умерший на сцене.
«Если бы вы только знали, если бы только могли представить, как серьезно, скорее даже фанатично, относился Андрюша к своей работе. И в театре, и на эстраде, — говорила Мария Миронова. — Мне всегда было страшно за него. Но поделать я ничего не могла. Да и как иначе может вести себя уважающий себя актер?!»
Он приходил в театр задолго до начала спектакля. Так же, как на собственный концерт. Ему надо было все понять и прочувствовать самому — помещение, сцену, настройку рояля, качество света.
Театральный критик Борис Поюровский не случайно назвал свою статью о Миронове «Готовность к самосожжению». Любой концерт Миронова проходил не просто хорошо — блистательно! Зрители кричали от восторга и отбивали ладони, вызывая еще и еще на бис. И вновь монологи, отрывки из прославленных спектаклей и фильмов, и вновь песни, танцы, эстрадные миниатюры. И ощущение такое, что все это — сущий пустяк, ерунда, небольшая шалость. Никакого пота, никакого напряжения. И только по окончании, уже за кулисами, Андрей снимал с себя почти все, что на нем было надето, и тщательно выкручивал над раковиной умывальника.
— Это что, всегда так? – удивлялся какой-нибудь журналист, заглянувший в гримерку, чтобы взять интервью.
— Конечно, — отвечал Миронов, смеясь. — А как вы думали? Искусство требует жертв.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *