Трагедия, которую забыть нельзя…

Общество

19 марта исполняется 73 года со дня освобождения фашистского лагеря «Озаричи» войсками 65-ой армии под командованием генерал-полковника П. И. Батова. Под лагерем «Озаричи» подразумевалась система лагерей на переднем крае немецкой обороны у поселка Озаричи Калинковичского района Гомельской области (бывший Домановичский район Полесской области): «Озаричи», «Дерть», «Подосинник».
Прошло уже более 70-ти послевоенных лет с момента этой трагедии. Однако до настоящего времени в этой истории остается множество темных пятен, связанных с причинами и целями создания генералами Вермахта данного лагеря. Люди содержались в нем в нечеловеческих условиях, умирали от голода и холода, сыпного тифа и других болезней. За нарушения режима узников лагеря немцы расстреливали. Здесь те, кто пережил страшную чуму ХХ столетия – гитлеровский нацизм, не только умирали, но и несли на себе тифозную инфекцию, от которой заразилось и умерло множество мирных граждан, а также солдат, освободивших узников из смертельного ада.
Озаричский лагерь смерти был создан немецкими захватчиками в начале марта 1944 года. Он существовал в течение 10 дней.
В соответствии с приказом командующего 9-й немецкой армией генерала Йозефа Гарпе, недалеко от переднего края обороны в районе населенных пунктов «Озаричи», «Дерть», «Подосинник» были образованы 3 концлагеря. Первый лагерь размещался на болоте в одном километре западнее хутора Дерть среди мелкого леса и имел размеры 200 метров в ширину и 400 метров в длину. Второй – в двух километрах севернее городского поселка Озаричи в болотистом лесу. Размеры его – 350 метров в ширину и 650 метров в длину. Третий лагерь находился в двух километрах западнее деревни Подосинник, на болоте, и имел размеры 350 метров в ширину и 650 метров в длину. Под видом эвакуации населения с прифронтовой полосы в эти лагеря были доставлены более 50 тысяч советских граждан из нетрудоспособного населения, которым было рекомендовано брать с собой наиболее ценные вещи и продовольствие. Это были в основном дети, старики и женщины. Людей из Быховского, Жлобинского, Кировского, Рогачевского районов и городов Гомеля, Жлобина, Рогачева собирали в сборно-пересыльные лагеря в Жлобине и Красном Береге, Телуше и по маршруту Жлобин – Бобруйск – Рудобелка, железнодорожным транспортом доставляли в лагеря «Рудобелка». После высадки из вагонов все вещи были отобраны. Дальше под усиленной охраной гнали в лагеря. Отстающих расстреливали на месте.
Лагерь «Озаричи» уникален тем, что он единственный в истории Второй мировой войны, в создании которого принимали участие сам Адольф Гитлер, командующий группой армии «Центр» генерал-фельдмаршал Эрнест фон Буш, командующий 9-ой немецкой армией генерал-полковник Йозеф Гарпе, бывший адъютант Гитлера генерал-лейтенант Фридрих Хоссбах, командующий LVІ танковым корпусом и 13 командиров немецких дивизий. Вот как свидетельствуют многочисленные несовершеннолетние узники, в том числе и жители деревни Зарижье Октябрьского района Петр Денисович Мазейко (на снимке), его сестра Любовь Денисовна Гормаш (Мазейко): «Лагеря были размещены в низкой болотистой местности, обнесены колючей проволокой, по периметру которой оборудованы вышки с пулеметами. Все подступы к лагерю были заминированы. Никаких других приспособлений и строений, необходимых при большом скоплении людей, не было. Узников морили голодом, не давали воды, запрещали разводить костры. Иногда бросали хлеб «Эрзац» с добавлением опилок. При малейшем нарушении или неповиновении узников расстреливали. Пить приходилось талую воду, где находились трупы. Люди ютились на кочках или на лапках сосен под холодным мартовским небом. Все, что взяли с собой, уже давно было съедено, жевали горькие сосновые иголки, заедая их снегом. Болото было еще замерзшим, что не позволяло узникам проваливаться в болотную трясину. В ночное время некоторые старались выползти из лагеря под колючей проволокой и тут же на глазах остальных взлетали на воздух, подрываясь на минах. Они умирали целыми семьями. Мерзлые тела умерших женщин, стариков и детей никто не убирал, их просто складывали в штабеля. Штабеля человеческих тел были высотой около полутора и длиной в несколько десятков метров. Часто можно было видеть, как по мертвому телу матери ползает еще живой ребенок или мать носит своего окоченелого ребенка. Никто уже не верил в свое спасение».
В этих нечеловеческих условиях узники находились 10 дней. Красная Армия нанесла удар, ценой многих жизней изгнала гитлеровцев из лагеря смерти «Озаричи» и освободила узников. После освобождения Красной Армией 19 марта 1944 года Озаричского лагеря смерти в живых осталось 33 480 человек.
По приказу командующего I Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, было открыто 25 военно-полевых госпиталей. Тысячи узников были спасены от неминуемой смерти и проходили в них реабилитацию.
В память о мучениях узников в лагере смерти «Озаричи» по проекту скульптора Д. А. Попова и главного архитектора Ф. У. Хаурулина возведен мемориал «Жертвам Озаричского лагеря смерти», там, где в 1944 был создан концлагерь.
Талантливый белорусский художник-монументалист Владимир Кривоблоцкий создал триптих «Реквием». Он отобразил трагедию белорусского народа, ставшего жертвой устроителей «нового мирового порядка». Сегодня триптих «Реквием» расположен в залах ГУК «Центр истории и культуры Октябрьского района».
Свои стихи и воспоминания, ярко отражавшие муки детей-узников, посвятили этой трагедии наши земляки Борис Федорович Фесько, Анна Ивановна Синкевич, Мария Кузьминична Гошко и многие другие, которые оставили после себя след этой страшной страницы истории.
Эту трагедию нельзя исключить из нашей памяти.
Подготовила Оксана БОРСУК совместно с
Центром истории и культуры Октябрьского района.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *