Топливо в Беларуси может подорожать в полтора раза

Общественность

 

 

Министерство финансов подсчитало, что цена литра бензина может из-за российского налогового маневра вырасти до одного евро.

В разговорах о последствиях налогового маневра зачастую забывается то, что он влияет не только на белорусский бюджет и стоимость нефти, но и на кошельки белорусов. Минфин подсчитал, что из-за влияния событий в нефтяной отрасли России стоимость автомобильного топлива в нашей стране в будущем может существенно увеличиться.

Эксперты считают такой сценарий развития событий вполне вероятным.

За российский маневр заплатят белорусы

По данным концерна «Белнефтехим», цена российской нефти, поставляемой на белорусские НПЗ, с начала года выросла на 19,4%, а розничные цены на моторное топливо — в среднем на 5,2%, «что не компенсировало роста затрат НПЗ на приобретение сырья».

Российская нефть, которую закупает наша страна, дорожает уже второй год. В 2018 году черное золото дорожало во всем мире. В этом же году рост входящей цены на углеводородное сырье для белорусских НПЗ произошел вследствие реализуемого Россией налогового маневра в нефтяной отрасли.

Расплачиваться за более дорогую нефть приходится белорусам, которые покупают топливо для своих автомобилей. За 2018 год бензин АИ-95 подорожал с 1,27 до 1,54 рубля за 1 литр (на 21,2%), дизельное топливо — с 1,29 до 1,54 рубля (на 19,4%).

В этом году «Белнефтехим» уже 9 раз объявлял о повышении цен (каждый раз на копейку) автомобильного топлива. В результате, с 21 апреля, после очередного подорожания, 92-й бензин стал стоить 1,52 рубля за литр, 95-й — 1,63 рубля, 98-й — 1,84 рубля, дизельное топливо —1,63 рубля за литр.

И на этом уровне, скорее всего, цены на топливо в Беларуси не остановятся. Министерство финансов подсчитало, что из-за российского налогового маневра цена литра топлива в Беларуси может вырасти до одного евро (утром 25 апреля банки продавали евро за 2,36 рубля).

«Даже при неизменном курсе белорусского рубля в условиях реализуемого Россией налогового маневра ежегодное повышение цен на бензин и дизтопливо ожидается в объеме 13-15 копеек, что приведет к увеличению стоимости одного литра топлива к 2024 году до 1 евро», — отмечает заместитель начальника отдела косвенного налогообложения, имущественных налогов и иных платежей Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Максим Конюшко.

В своей статье, опубликованной в последнем номере журнала «Финансы, учет, аудит», издаваемого Минфином, представитель министерства высказал мнение, что в условиях влияния на Беларусь российского налогового маневра не следует принимать дополнительные решения, который могут привести к еще большему росту внутренних цен на автомобильное топлива.

Представитель Минфина констатировал, что во время недавнего общественного обсуждения проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении» большинство участников настаивало на необходимости включения госпошлины в стоимость топлива (чтобы тем самым наибольший дорожный сбор уплачивали те автовладельцы, которые больше ездят).

Однако Максим Конюшко считает такое решение нецелесообразным, так как в этом случае цена топлива может оказаться слишком высокой для населения.

«На отечественных НПЗ осуществляется масштабная модернизация, которая требует значительных финансовых затрат. Источником этих ресурсов может быть лишь прибыль от реализации нефтепродуктов, величина которой напрямую зависит от уровня цен на них», — отмечает Конюшко.

По этой причине, отмечает он, все предстоящие решения по повышению стоимости автомобильного топлива целесообразно принимать только в целях обеспечения эффективности работы нефтеперерабатывающей отрасли, а также для компенсации роста цен на российские углеводороды.

Дополнительное удорожание топлива, считает представитель Минфина, за счет включения упомянутой госпошлины в стоимость топлива «в создавшихся условиях только повысит социальную напряженность в обществе и негативно скажется на финансово-экономических показателях субъектов хозяйствования».

Топливо будет дорожать. Без вариантов

Белорусские экономисты считают весьма вероятным сценарий, обозначенный Минфином, при котором цены на топливо на внутреннем рынке в ближайшие годы придется постоянно поднимать.

«Мы видим, что в этом году в связи с российским налоговым маневром увеличилась входящая цена на нефть для белорусских НПЗ, и этот тренд продолжится. Кроме этого, финансовое положение белорусских НПЗ неудовлетворительное. В этих условиях цена на топливо постоянно растет и будет дальше повышаться», — отметила в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

И альтернативы у этого тренда не видно, говорят эксперты.

«Альтернативы у той ценовой политики, которая проводится сегодня и предполагает постепенное повышение цен на топливо, нет. Финансовые возможности государства, чтобы субсидировать внутренних потребителей моторного топлива, крайне ограничены», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Что касается предложения о включении дорожного сбора в стоимость топлива, эксперты сомневаются в поддержке этой инициативы на официальном уровне.

Напомним, с 2014 года для финансирования дорожной инфраструктуры все автовладельцы в Беларуси стали уплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (так называемый дорожный сбор). При этом госпошлину автовладельцы сейчас должны оплачивать во время прохождения техосмотра транспортного средства.

Проект указа «О платежах за участие в дорожном движении» предполагает, что дорожный сбор автовладельцы будут уплачивать отдельно от техосмотра. При этом физлица получат возможность при единовременном внесении денежных средств за 12 и более месяцев оплачивать дорожный сбор со скидкой.

«Что касается предложения о включении дорожного сбора в стоимость топлива, это маловероятно. Это не самая хорошая идея, ее реализация подхлестнет инфляцию, поэтому таким путем вряд ли пойдут. Скорее всего, тот вариант президентского указа, который предлагает Минфин, и будет реализован», — считает Ирина Точицкая.

Если, помимо регулярного повышения цен, включить дорожный сбор в стоимость бензина и дизтоплива, «это может переполнить чашу народного гнева», полагает Александр Чубрик.

Дорожный сбор, считает он, будет существовать как отдельный обязательный платеж для автовладельцев, и отменять его государство точно не станет.

«Власти обещали не вводить новых налогов, но не обещали убирать старые. С учетом трудностей для наполняемости белорусского бюджета, которые могут возникнуть в связи с российским налоговым маневром, маловероятно, что Минфин станет отказываться от дорожного сбора», — резюмировал Александр Чубрик.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.