Как будем платить «дорожный сбор» по-новому?

Общественность


В Беларуси подготовлен проект указа «О платежах за участие в дорожном движении», которым предусмотрены изменения в условия и порядок оплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В настоящее время он вынесен на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения белорусы могут высказывать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси или направлять их на электронный адрес: taxes@minfin.gov.by. Мы ознакомились с проектом указа и представляем вашему вниманию основные новшества, предлагаемые его разработчиком — Министерством финансов Республики Беларусь.

Сейчас так называемый  «дорожный сбор»,  «транспортный налог» уплачивается как госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении всеми владельцами транспортных средств при прохождении техосмотра. Если проект нового указа будет одобрен, то уже с 1 апреля 2019 года госпошлина для физлиц упразднится, вместо неё будет введена плата за участие транспортных средств в дорожном движении. Её плательщиками будут признаваться физлица, зарегистрировавшие транспортные средства в ГАИ.

Ставки платы планируется установить в базовых величинах. Напомним, с 1 января 2019 года базовая величина в Беларуси равна 25,5 рубля. Размер же платы будет зависеть от вида транспорта и (или) его разрешённой максимальной массы. К примеру, для легкового авто с разрешённой максимальной массой не более 1,5 т ставка платы составит 0,25 БВ в месяц; более 1,5 т, но не более 2 т — 0,5 БВ; более 2 т, но не более 3 т — 0,67 БВ; более 3 т — 0,92 БВ. Ставка платы за мотоцикл — 0,17 БВ. От платы предлагается освободить физлиц, которым принадлежат авто, специально оборудованные для использования инвалидами. В то же время, для организаций и индивидуальных предпринимателей госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении остаётся.

Теперь о сроках и механизме уплаты. Для физических лиц они меняются кардинально. Согласно проекту указа, минимальный период, за который вносится плата, — 1 календарный месяц. Максимальный период — 24 месяца. То есть, за сколько месяцев заплатить, решает сам автолюбитель. При этом, если плата за период, за который уже внесли деньги, изменится, то доплачивать дополнительно не придётся.

Разработчик проекта указа предусмотрел определённые скидки. Для тех, кто готов внести плату за длительный срок, будут применяться понижающие коэффициенты. Если человек сразу оплатит 12 и более месяцев, к ставке применят коэффициент 0,8. Таким образом, можно будет получить скидку 20%. Для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I или II группы, имеющих в собственности авто, к ставке платы предлагается применять понижающий коэффициент 0,5.

Плату автолюбители будут вносить в белорусских рублях отдельно за каждое транспортное средство по выбору плательщика до начала его участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении. Заплатить «дорожный сбор» можно будет с использованием ЕРИП. Если физлицо уплатит госпошлину за выдачу разрешения до вступления в силу указа, то она засчитывается в счёт платы до истечения срока действия указанного разрешения.

Ну, а как же будет контролироваться оплата? Этим будет заниматься система контроля и мониторинга за внесением платы за участие в дорожном движении. Предусмотрено, что если автомобиль участвует в дорожном движении без внесения платы, владельцу придётся заплатить за соответствующий календарный месяц двойную сумму налога. Фиксировать проезд будут техническими средствами (работающими в автоматическом режиме специальными техсредствами с функциями фото- и киносъёмки, видеозаписи, либо аппаратно-программными комплексами с функцией автоматического распознавания регистрационных знаков).

При повторной фиксации участия одного и того же авто в дорожном движении в течение календарного месяца без платы повторно вносить денежные средства в увеличенном размере не потребуется. Если плательщик передал управление авто другому лицу, то обязанность по внесению платы, а также платы в увеличенном размере всё равно на плательщике.

Узнать об оплаченном периоде или задолженности физлица смогут в интернете на едином портале электронных услуг на основании номера свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорта). При согласии плательщика он может получать СМС-рассылку, что заканчивается период, за который внесена плата.

Если оператор системы контроля фиксирует нарушение (факт участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы), то не позднее 2 месяцев со дня фиксации он составляет требование о внесении платы в увеличенном размере. Копия требования в течение 3 дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом плательщику, также его могут направить через интернет.

Сумму платы в увеличенном размере нужно будет внести через систему ЕРИП в течение 30 дней с даты составления требования. Если это не сделано, то требование с заявлением о возбуждении исполнительного производства направляется оператором системы контроля в орган принудительного исполнения.

К слову, в настоящее время на Правовом форуме Беларуси идёт горячее обсуждение проекта указа. Кто-то предлагает полностью освободить от «дорожного сбора» людей с ограниченными возможностями, многодетные семьи, кто-то — сделать более плавную градацию разрешённой максимальной массы авто. Но больше всего принявших участие в обсуждении, соглашаясь с тем, что госпошлина всё же нужна, наиболее оптимальный вариант видят во включении платы за участие в дорожном движении в стоимость топлива. «Расходуешь топливо — значит, участвуешь в дорожном движении. Больше ездишь — больше платишь» — мнение большинства. 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.