Железнодорожный поселок Рабкор

Год малой родины

Населенный пункт Рабкор не имеет долгой, богатой истории. Он основан в советское время, когда была построена железнодорожная ветка Бобруйск-Старушки от линии Осиповичи-Жлобин. Несмотря на то, что поселок по сравнению с некоторыми другими является относительно молодым, знают о нем многие. И не только жители нашего района. Прежде всего, название «Рабкор» на слуху у тех, кто пользуется железнодорожным транспортом по пути следования из Бобруйска или Жлобина. Известен населенный пункт и тем, что во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, вместе с частями Красной Армии железнодорожную станцию защищал батальон добровольцев. Немецкие оккупанты 2апреля 1942 года и в 1944 году полностью сожгли поселок и убили 64 жителя. Интересно и название поселка. По некоторым данным в начале строительства железной дороги станция имела название «Ударная», позже молодежь Рудобельщины ее назвала «Рабкор», что обозначало «рабочая особая бригада комсомольских организаций района». Существует и другая версия: «рабкор» — сокращенно«рабочий корреспондент». Именно эта история имеет грустный оттенок. В 1931 году в Рудобелке появились первые бригады строителей-железнодорожников, большинство которых состояло из местной молодежи. Техника тогда была примитивная. В руках рабочих были кирки, лопаты,  и только при строительстве мостов использовался механизм для забивания свай. При аварии этого приспособления трагично погибла Аня Малявина, которая не только работала на строительстве железной дороги, но и публиковала свои заметки в печати. В память о девушке станцию «Ударную» стали называть «Рабкором». Кстати, это единственное название поселка, повторов в Беларуси больше нет.    

Работы по строительству железной дороги велись рекордными темпами, почти 90 километров полотна были возведены за 6 месяцев. Первые поезда прошли через Рудобелку осенью 1931 года. Линия Бобруйск-Старушки имела протяженность 134,5 километра. Кроме грузовых через Рудобелку ежедневно курсировал пассажирский поезд Березина-Житковичи, а после 1939 года был введен еще один маршрут Жлобин-Лунинец. Можно только представить, каким бы сейчас был Октябрьский, если бы железная дорога полностью сохранилась. Но в военные годы на нее выпали тяжелые испытания. В результате «рельсовой войны» линию  Бобруйск-Старушки полностью вывели из строя народные мстители. В послевоенное время сильно поврежденную железную дорогу восстановили,  но ее конечной остановкой на пути из Бобруйска стала станция «Рабкор». Таковой она является и сейчас.

Хотя бывший начальник станции Виктор Михайлович Рудько считает, что на Рабкоре железная дорога не заканчивается, а начинается. Сам он приехал в поселок вместе с женой в 1978 году. Сразу молодая семья жила в небольшой служебной квартире.А потом решилась строить дом, здесь, в Рабкоре. Жить в Октябрьском не захотела супруга Виктора Михайловича – Людмила Николаевна, работавшая дежурной по станции. В красивой, добротной, ухоженной усадьбе выросли дети, и не только родные. Супруги подарили тепло и ласку большому количеству приемных ребят. Виктор Михайлович и сейчас живет в своем доме, который, как и прежде, выделяется порядком и опрятностью. По его воспоминаниям, 40 лет назад в Рабкоре было очень оживленно. Здесь действовало много организаций, жителей было  гораздо больше, чем сейчас. Жили весело,дружно, все друг друга знали, шли на помощь, если было нужно. И в горе, и в радости были вместе. За 40 лет Рабкор стал для Виктора Михайловича родным поселком, уезжать куда-то никогда не хотелось. Остро понял это, когда побывал в Италии. Хоть и было хорошо в гостях, но домой тянуло очень сильно.

Самая старшая жительница Рабкора, ветеран Великой Отечественной войны, Анна Алексеевна Петух здесь живет с 1952 года. Населенный пункт в это время восстанавливался после военной разрухи:

 – В 50-е годы здесь практически ничего не было, всего несколько жилых домов, пустота,даже еще военные траншеи оставались. Продукты привозил вагон-лавка, потом поставили небольшой магазин – будочку. А вот немного позже началось строительство. Деревня ожила, сколько было людей, детей! Все друг другу помогали строиться, толокой, как говориться. Очень дружно жили, сейчас такой взаимопомощи и поддержки нет, к сожалению. В каждом дворе держали большое хозяйство, до 50 коров насчитывалось. В доме Афанасенко организовали школу для детей. Туда же привозили кино, в деревне была библиотека, мы все много читали.Я участник войны, мне скоро исполнится 95 лет. Живу одна, но я не одинока, меня не забывают сыновья, невестки, внуки. Желаю всем хорошим людям таких детей, как у меня. Когда семья хорошая, то в любом месте будет хорошо.

«Лесным» человеком называет себя староста поселка Рабкор Татьяна Ивановна Нестеренко. Сюда она приехала на работу в леспромхоз, который перевели в Октябрьский район из Бобруйска, в 1985 году.  Рассказывает,что в то время было очень хорошо:

– Леспромхоз, сельхозхимия, геология, буровая –здесь был настоящий рабочий поселок. Представьте, две столовые, магазин, клуб. Жизнь кипела! Работы велись в две смены, грузовых поездов было много, приезжали в командировку люди. А после развала Советского Союза все стало утихать. Сейчас на Рабкоре благодать. Пару поездов в сутки размеренность не нарушают. Летом мы в лесу, зимой занимаемся хозяйством. Мне скучать некогда. Засаживаю и свой участок, и соседние, чтобы не пустовали. В труде  проходят наши дни. Но я не жалуюсь, меня все устраивает. Уезжать отсюда не собираюсь и никогда не хотела. Я сельский человек, в городе находиться не могу, у меня сразу температура поднимается. А в наш Рабкор приезжайте летом. Здесь трели птиц, стоит только выйти за порог дома. Пару шагов – и уже в лесу… Ну просто красота.

Согласна с Татьяной Ивановной и Наталья Павловна Матюк. В Рабкоре она живет недавно, но связана с этим населенным пунктом почти 40 лет. В 1976 году стала работать на станции Рабкор дежурной. Вспоминает, какая жизнь тогда кипела в поселке:

 – В то время работал асфальто-бетонный завод, поездами возили щебень. Для сельхозхимии прибывали удобрения почти каждый день. Шли вагоны с дизтопливом, бензином,строительными материалами. В район приходило в месяц три вагона муки для нужд хлебозавода! А для спиртзавода шли вагоны с кукурузой из Канады. Так что работы было очень много. Ну а сейчас все иначе. Но Рабкор все равно остался для меня родным. Я и маму сюда перевезла из Украины, купила для нее домик. С мужем в нем и живем. Занимаемся благоустройством территории, построили баню. В квартиру обратно не хочу. Здесь свежий воздух, тишина, спокойствие. Летом внуки приезжают, им здесь тоже очень нравится. В теплое время года наш поселок оживает и расцветает. А зимой кажется, что жизнь замирает. Но тот, кто любит тишину, не поменяет ее на городскую суету.

По состоянию на декабрь 2018 года в поселке Рабкор проживает 86 человек, в основном все они пенсионного возраста.

Ирина ЛЕШКОВА.

Фото Наталью ЕВЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *