Близорукость- обратная сторона медали. Школьной

Общественность

 

         До 30% белорусских школьников страдают близорукостью. За годы учебы распространенность патологии возрастает с 4,1-8,6% в начальных классах до 46-52% в выпускном. Чаще к снижению остроты зрения приводит длительная  работа глаз на близком расстоянии от предметов, которой становятся все больше по мере усложнения школьных программ.

         Близорукость – основная причина нарушения зрительных функций у школьников. В механизме ее развития выделяют 3 основных звена: наследственную предрасположенность (один или оба родителя имеют близорукость, особенно – высокой степени), фактор «слабая аккомодация + зрительная работа на близком расстоянии», слабость склеры, для которой нормальное внутриглазное давление (ВГД) интолерантно.

         Чаще встречается школьная, или приспособительная близорукость, не приводящая к инвалидности. При ослабленной аккомодационной способности интенсивная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. В ответ организм изменяет  оптическую систему глаз так, чтобы адаптировать ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомадации. Это достигается за счет  удлинения переднезадней оси глаза в период работы и формирования рефракции (преломляющей способности оптической системы глаза).

         Обычно  школьники с близорукостью отличаются хорошей успеваемостью и сильным  стремлением к достижению высоких результатов, сколь бы трудно они ни давались. А к психологическим особенностям, обусловленным длительным и существенным снижением остроты зрения, необходимостью постоянной очковой или другой коррекции, относятся концентрация личностных проблем в области зрения, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка с  тенденцией к занижению, ограничение социальных контактов, конфликты дома и в школе.

         Среди  девочек миопия  встречается чаще (30-32% случаев против 22-26%). Причина такого неравенства заключается не в особой предрасположенности женского пола к развитию заболевания, а в  большей старательности и лучшей  успеваемости.

         Поэтому важно,  чтобы педагоги и родители несколько снизили  требования к успеваемости детей с прогрессирующей близорукостью, а психологи  проводили с такими школьниками (лучше с младших классов) психокоррекционные занятия.

         Интенсивность  прогрессирование миопии замедляется по мере взросления. Однако ускоренный рост (как и его задержка) может способствовать и развитию заболевания. В подобных случаях показана консультация педиатра,  диагностика и коррекция возможных функциональных обменных нарушений.

Для предупреждения школьной близорукости:

  • в классе и на рабочем месте световой коэффициент (отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5;
  • необходимо содержать окна в чистоте, не ставить на подоконники ветвистые растения и другие предметы,  располагать светлые раздвижные занавески по краям оконного проема (окно можно  зашторивать только для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей);
  • для повышения уровня естественной освещенности, которая зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели, следует окрашивать потолки и рамы в белый цвет, стены – в светло – серый, светло – бежевый, или светло – салатовый, отдавать предпочтение мебели светлых тонов;
  • окрашенные потолки и стены должны быть матовыми;
  • место для занятий следует расположить у окна;
  • при использовании люминесцентных ламп искусственная освещенность должна составлять 300 лк, при освещении лампами накаливания — 150 лк; необходимо, чтобы свет был мягким (матовая лампочка), не бил в глаза, но равномерно освещал рабочее место;
  • в пасмурную погоду и вечернее время следует использовать лампу на 60-100 Вт;
  • во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, при чтении может находится справа;
  • важно, чтобы текст контрастировал с тоном бумаги, на которой напечатан; бумага для письма должна быть белой, чернила – темным, классная доска – матовой черной или темно – коричневой, а мел – хорошего качества;
  • нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу после школы (лучше – через 2ч.); важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз, устраивая через каждые 30-40 мин. Занятий 10-минутный отдых;
  • при правильной посадке каждая нога всей ступней достает до пола или до подставки, угол между туловищем и бедрами, бедром и голенью – прямой, спина поддерживается спинкой стула,  предплечья свободно опираются на крышку парты или стола, имеющую наклон в 12-150, тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится на позвоночник;
  • не рекомендуется читать лежа, а также в транспорте: в положении лежа на спине не обеспечивается правильная освещенность, на боку – глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого объекта, что вызывает зрительное утомление и головные боли; чтение во время езды сопровождается зрительным дискомфортом, обусловленным вибрацией транспорта;
  • при просмотре телевизора (только – в хорошо освещенной комнате) рекомендовано находится на расстоянии не менее 2,5 м от экрана, продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста – 1 час, старшеклассников – 2 ч.;
  • в период болезни и выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку патология ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему;
  • летние каникулы лучше проводить за городом, в хорошо озелененной местности, сократив до минимума зрительную работу и увеличив время на подвижные игры, занятия спортом.
  • Наталья Пугачевская, врач-офтальмолог Октябрьской ЦРБ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.