ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Общество

 

Интерес к цвету возник еще в глубокой древности. Индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждали, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов.

Исследователями и учеными доказано, что эмоциональное состояние человека влияет на восприятие цвета, однако, цветом можно корректировать настроение. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует его эмоции, а, значит, и настроение.

Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Считается, что положительно влияют на человека цвета солнца и другие цвета светлых оттенков. Нежелательными являются темные цвета. Восприятие цвета сильно зависит от освещения. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица – как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.  

Но большинство из нас все-таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело. Так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.  

Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Швейцарский психолог Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе, черный – угнетает, зеленый – успокаивает, желтый – создает хорошее настроение.

В современной психосемантике цвета подробно описано влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.  

Согласно данным исследований Э. Т. Дорофеевой, – красный побуждает людей к быстрым решениям. Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Ассоциируется с восторженным настроением, а также с силой, энергией.

Оранжевый ассоциируется с радостью, теплом. Красно-оранжевый ассоциируется с переживанием гнева и радости, соотносится с активностью и экстраверсией. Символизирует возбудимость, жизненную динамику.  

Зеленый ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности. Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи. В зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются, и действия будут проделаны. Предпочтение зеленого в интерьере сопровождается общей нормализацией психического состояния.

Синий также вызывает ощущение расслабления, уменьшение тревоги и враждебности. Снижает активность, темп и настроение.

Фиолетовый повышает самооценку, активность, работоспособность и настроение.

Розовый цвет пассивен, он успокаивает и смягчает эмоции.

Предпочтение коричневого цвета в интерьере сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки.

Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии. А также усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости.

Итак, наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Нет «плохих» или «хороших» цветов, речь идет лишь о выборе видов цветовой коммуникации в тот или иной момент нашего внутреннего состояния.

Государственное учреждение «Октябрьский районный центр

гигиены и эпидемиологии»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *