Первопроходцы в инклюзии

Образование

Благодаря профессиональным и заботливым педагогам, дети с ограниченными возможностями будут общаться со сверстниками. Подружившись с ними, они почувствуют себя другими детьми.

Справочно: Инклюзивное образование (включение) – образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Педагоги районного центра творчества детей и молодежи совместно со специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации взглянули на это проблему, как на вполне решаемую: стали практиковать обучение детей с ограниченными возможностями вместе с их сверстниками. Специалисты этих учреждений образования района разработали инновационный проект «Внедрение модели взаимодействия учреждений специального образования и дополнительного образования детей и молодежи по развитию инклюзивного образования». Прошел год, но уже очевидно, что работа по рекомендациям проекта помогает расширить кругозор ребят, обзавестись новыми друзьями. Плюс ко всему, дети включатся в социальную жизнь, а это поможет разорвать замкнутый круг своего общения и членов их семей.

Это новомодное, для многих не совсем еще знакомое слово «инклюзия», звучит пока что без особого значения. Однако в нем заключается огромный смысл, поскольку она позволяет включаться в процесс обучения ребятам с особенностями в развитии совместно с типично развивающимися сверстниками. И это немаловажно, ведь всегда, когда заходит разговор о детях с ограниченными возможностями, сложно представить, насколько трудно приходится и им, и их родителям преодолевать недуг. Сейчас такие ребята равноправные участники образовательного процесса. У нас в районе они занимаются в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где постигают грамоту письма и чтения, учатся считать. В связи с новыми веяниями образования этого стало недостаточно. Как считают педагоги центра творчества, возникла необходимость включать детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников.
Двигаясь в данном направлении, специалисты вышеуказанных учреждений образования, учитывая многолетнюю совместную работу по обучению и развитию детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, разработали инновационный проект, который рассчитан на три года. Прошел только год. Что сделано? Чего достигли? И будет ли в дальнейшем он популярен?
Педагоги единодушно уверены, что непременно обретет успех, так как до недавнего времени такие дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, имели возможность получать знания вместе со своими сверстниками только в центрах коррекционного обучения или в школах. И то не во всех. Как уточнила директор районного центра творчества детей и молодежи Светлана Фесько, в нашей стране только восемь учреждений образования (инклюзивных классов), которые работают по аналогичной системе. А вот центров дополнительного образования и коррекционно-развивающего обучения, которые бы совместно осуществляли инклюзивный процесс, в Беларуси нет вообще. За исключением только двух в райцентре и таких же подобных, тоже двух, в Гомеле. Так что наших педагогов без преувеличения можно считать первопроходцами в инклюзии.
– Такому образованию в последние годы стало уделяться особое внимание, – поясняют руководители центров Светлана Фесько и Наталья Прус. – О нем пока что мало кто знает, но, надеемся, что в скором времени инклюзия уверенно займет позицию наряду с единым образовательным процессом. Ведь в Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и действует план по ее реализации на 2016 – 2020 годы. А в этом году 1 сентября в соответствии с приказом ректора БГПУ на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования, и теперь каждый студент, не важно по какой специальности он обучается, будет проходить курс этого предмета. К тому же, по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре института Национального ресурсного центра инклюзивного образования, а в перспективе сети его филиалов появятся по всей республике.
То, что инклюзивное образование становится одним из ведущих преобразований последних десятилетий в образовательном пространстве, сомнений не вызывает. И очень отрадно, что педагоги нашей глубинки первыми среди своих коллег начали движение в русле этих нововведений. Второй год они работают по проекту, методики и рекомендации которого недавно активно обсуждали на первой международной отчетной конференции, которая прошла в Минске в конце октября. Светлана Владимировна поделилась впечатлением о данном столь масштабном мероприятии:
– Некоторая гордость переполняла за своих коллег, поскольку мы первые сделали такой важный и всем необходимый шаг к совместному обучению типично развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии. Обойдя областные центры, города и поселки, за год своей работы мы уже имеем некоторые наработки. Поэтому на конференции, где принимали участие международные эксперты в области продвижения идей инклюзии, ученые, занимающиеся разработкой проблем такого образования, специалисты, осуществляющие подготовку педагогических кадров, педагоги-практики, а также другие специалисты, мы уже делились пусть и небольшим, но своим личным опытом, методической работой с особенными детьми. Вместе мы обсуждали широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность инклюзивных процессов в образовании. Поэтому, конференция стала не просто встречей широкой аудитории, а эффективной площадкой обучения, повышения квалификации и обмена опытом специалистов разного уровня, Кроме того, она предоставила возможность познакомиться с мировыми достижениями в области инклюзивного образования, поучаствовать в масштабном диалоге по проблемам формирования инклюзии. Удивило и то, что в России только к 2030 году планируют заняться таким образованием, а в Казахстане его нет вообще.
За короткое время внедрения в практику инновационного проекта, педагоги занимались с детьми, учились сами. Организационные вопросы решались через инструктивно-методические совещания, индивидуальные и групповые консультации. Ход инновационной деятельности рассматривался на заседаниях педагогического совета, методическом объединении педагогов дополнительного образования, районом методическом объединении педагогов-организаторов, совещаниях. Кроме плана реализации проекта были составлены индивидуальные программы работы объединений по интересам. Поэтому с детьми из ЦКРОиР на базе центра творчества детей и молодежи по графику занимаются опытные педагоги дополнительного образования Ольга Круковская (на снимке), img_1676Людмила Мишкевич (на снимке)img_1702 и Янина Барбутько. Занятия по интересам с ребятами проводятся пока что индивидуальные. Пройдя адаптацию в новом коллективе, один ребенок уже включен в общую группу. Постепенно и остальные дети вовлекутся в процесс совместного развития и обучения со сверстниками на занятиях объединений по интересам и в других мероприятиях.
Впереди еще многое предстоит сделать. Педагоги находятся в дальнейшем поиске эффективных и оптимальных форм инклюзии, чтобы и дальше внедрять модель взаимодействия учреждений специального и дополнительного образования. И, самое главное, чтобы дети с ограниченными возможностями, их родители ощутили толерантное отношение к себе окружающих.
Наталья Евенко.
Фото автора.

img_1729Мама Селенчука Андрея – НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА:

– Думаю, что не ошибусь, если скажу от имени всех родителей наших деток, что такие занятия им только на пользу. Конечно, любая из мам на первое место поставит учебные навыки – письмо, чтение, счет. Ведь сами понимаете, что для некоторых ребят освоить все это довольно сложно, а тем более научиться мастерить поделки, рисовать, петь и танцевать. Поэтому развитие творческих способностей очень дополняют общие знания. Педагогам двух центров огромная признательность за тесное сотрудничество, за терпеливое отношение к нашим детям, оптимизма им и вдохновения. А надеяться на лучшее стоит всем и всегда. Без веры вряд ли дождешься результатов. И мы питаем доверие к своим детям, полагаемся на педагогов.

img_1680Педагог центра Людмила МИШКЕВИЧ:

—Для нас это обычные дети, за исключением того, что нам, как профессионалам, нужно находить к каждому индивидуальный подход, искать и подбирать эффективные методики и технологии обучения детей данной категории. Недостаточность знаний о их психофизических особенностях поначалу вызывала некоторые затруднения. Постепенно все отрабатываем. Помогает и время, не остаются в стороне родители детей, а также наши коллеги из центра коррекционно-развивающего обучения. За непродолжительное время мы смогли подружиться с ребятами, для нас они стали уже родными. Понимаем их проблемы. Стараемся разнообразить занятия по интересам, которые, безусловно, судя по реакции детей, приносят им только радость и пользу. Считаю, что никаких ограничений и ни в чем не должно быть – ни в специальном, ни в дополнительном образовании. Знаете, какие эти дети талантливые. Нужно просто помочь им раскрыть себя.



1 комментарий по теме “Первопроходцы в инклюзии

  1. Не понимаю, а в чем энсклюзив, в котором занятия проходят в общей группе. Здесь же индивидуальная работа один на один. И спасибо преподавателям центра, что такие непростые функции они возложили на свои хрупкие женские плечи…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.