«Я в дороге, я в пути…»

Общественность

(Окончание. Начало в №13 от 2 апреля 2016 года)

Оперативный ответ
Не прошло и десяти дней со дня обращения в Министерство финансов, как оттуда поступил оперативный и обстоятельный ответ за подписью заместителя министра Ю.М. Силивестрова. Привожу его полностью согласно оригиналу.
О возмещении расходов
по проезду
Министерство финансов рассмотрело Ваше обращение от 09.03.2016 о возмещении расходов по проезду в служебную командировку, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 №35, командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильные перевозки пассажиров выполняются в регулярном или нерегулярном сообщении.
Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3.06.2008 №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (далее – Правила) утверждены формы бланков билета для проезда на пассажирском транспорте при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также определены требования, предъявляемые к его оформлению.
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам в регулярном сообщении.
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении выполняются по договору о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров (пункт 29 Правил).
Заключение договора о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении подтверждается оформлением заказ-наряда, который составляется до начала выполнения перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (пункты 152-156 Правил).
Плата за автомобильную перевозку пассажиров в нерегулярном сообщении устанавливается в соответствии с действующим законодательством».
Что гласит Закон
В очередной раз внимательно перечитываю Инструкцию №35. В ней нигде нет упоминаний об автобусных маршрутах в регулярном и нерегулярном сообщении. Также, как и нет определения, какой проездной билет является подлинным. И совсем неожиданно для себя на втором месяце разработки этой темы в пункте 4 подпункте 4.1 останавливаюсь на одном из абзацев, в котором говорится: «При отсутствии подлинных проездных документов расходы по проезду, указанные в частях первой и второй настоящего, возмещаются на основании документов, подтверждающих факт проезда работника, либо в размере минимальной стоимости проезда, независимо от используемого вида транспорта».
Кстати, еще 28 ноября 2012 года Конституционный суд Республики Беларусь принял решение «О праве работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках» (докладчик – судья Изотко В. П.).
В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, законности и справедливости при реализации работниками права на компенсацию командировочных расходов Конституционный суд признал необходимым устранить коллизию в правовом регулировании, определив порядок и размеры возмещения работником расходов по проезду при служебных командировках также в случае отсутствия у них проездных документов. Это было предложено сделать Совету Министров Республики Беларусь, что и нашло свое отражение в Инструкции №35.
И все же вернемся немного назад и попробуем определить, какой же проездной билет является подлинным, и каким критериям он должен соответствовать. Безусловно, государственных автоперевозчиков. В соответствии с постановлением Совмина №972 проездные билеты для проезда на пригородных и междугородных маршрутах в качестве обязательных реквизитов должны содержать наименование начального и конечного остановочных пунктов, маршрут движения, дату и время начала поездки, стоимость проезда. НОВЫЙ БИЛЕТ 1билетЭто имеется и на первом, и на втором представленных на фото билетах. Так почему по одному из них проезд в командировку оплачивается, а по второму – нет? В чем его недействительность?
А ларчик просто
открывался
Самое интересное во всей этой истории то, что в том же 972-м постановлении Совмина имеется отдельная глава 9 «Условия выполнения автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении». И если какой-либо руководитель сверхщепетилен и выдаваемые частными перевозчиками билеты все же считает недействительными, то он в своей деятельности может руководствоваться следующими ее пунктами:
«148. Заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении может быть юридическое или физическое лицо.
149. Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении автомобилями-такси выполняются на основании публичного договора об автомобильной перевозке пассажиров, а легковыми автомобилями и автобусами – на основании договора о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров» (выделено автором. – Н. Л.)
Не хотите, чтобы болела голова, заботитесь о своих работниках (а в первую очередь о детях, которым после продолжительной дороги предстоят выступления в соревнованиях или тех или иных конкурсах), заключите соответствующий договор и спите спокойно. Ведь вы ничего противозаконного не совершите и поступаете исключительно исходя из действующего законодательства нашего государства…
Тем более, что в соответствии с пунктом 257 вышеназванного постановления контроль за соблюдением законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках пассажиров, международных договоров Республики Беларусь в области международных автомобильных перевозок пассажиров и их багажа осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций, местными исполнительными и распорядительными органами.
Николай Ловгач.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.