Чтобы не услышать: «Так, а теперь ты забудешь о том, чему тебя учили в университете»

Образование

В последнее время ведутся активные обсуждения в обществе, чего все-таки при получении высшего или среднего специального образования должно быть больше: теоретической базы или практической подготовки. Разобраться в этом сложно, поскольку суждения по этому поводу разносторонние. 

Одни считают, что в нашей стране студенты получают недостаточно именно практических навыков по своей будущей специальности, а одних только теоретических знаний недостаточно, чтобы стать квалифицированным специалистом. Разумеется, практика нужна всегда и в любом деле. Но наряду с этим не стоит забывать и о том, что без теоретической базы стать квалифицированным специалистом практически невозможно.
Белорусские студенты, пройдя курс теории, обязательно закрепляют ее на практике. Иное дело, достаточно ли для нее уделяется времени. По мнению студентов, которые обучались за границей, трудовой практике там уделяется внимание первостепенное. Однако отмечают, что, несмотря на это, белорусское образование качественнее. Его преимущества во многом. самое главное, что во время учебы преподаватели воспитывают у студентов ответственность, во время лекций хорошо развиваются память и мышление. За рубежом студенты непривычны к тому, чтобы наизусть запоминать информацию. Они носят при себе записные книжки и пользуются различными современными носителями информации. Но с другой стороны, еще во время учебы будущие молодые специалисты начинают плотно сотрудничать с компаниями, где, возможно, будут трудиться после окончания университета. У нас же с этим все намного сложнее, поскольку практически каждого работодателя интересует, прежде всего, опыт работы. Откуда тогда ему взяться, если новоиспеченного выпускника никуда особо брать не хотят? А если студент пополняет ряды профессионалов на производстве, то не способен в полном объеме справиться, например, с финансовыми или техническими задачами. Вот и получается, что выученную теорию молодому специалисту сложно применить на практике, а то и вовсе может услышать от нанимателя: «Так, а теперь ты забудешь о том, чему тебя учили в университете», предлагая ему свою науку.
…Как видится золотая середина между теорией и практикой с иной стороны? Есть мнение, что для того, чтобы быть успешным в современном обществе, где так быстро происходят перемены, нужно свободно владеть иностранными языками, информационными технологиями, решать профессиональные вопросы, обладать рядом качеств. Для этого, несомненно, нужна фундаментальная база и подготовка, которую учащиеся начинают получать еще со школьной скамьи. Важно, чтобы образовательный процесс, который обеспечит молодому человеку реализацию себя, был современным и давал соответствующие знания и умения. Очевидно, что без коммуникативных навыков и культуры поведения невозможно социализироваться в любой стране. Поэтому нет сомнений в том, что на первое место выходят первоначально базовые знания, а также система ценностей, в рамках которой учащийся или студент должен уметь формировать себя и свои приоритеты. После окончания ВУЗа молодой специалист, уже подготовленный, обязан выполнять не только конкретную работу на порученном участке. Однако стать всесторонне развитым в одной аудитории очень сложно. Потому некоторые предприятия все-таки «заказывают» студентов для стажировки и далее выбирают лучших для дальнейшей работы у них на предприятии. Вместе с тем есть определенный риск успешности студента. Образно говоря, можно подготовить специалиста узкого профиля, который будет настроен только на определенную работу. При этом такой «маршрут», вероятно, окажется тупиковым. Сегодня молодой специалист выполняет только одну операцию на станке, завтра эта технология устареет. Куда тогда ему деваться со своим дипломом?
В поддержку этого мнения, некоторые считают, что во время учебы студенты должны вырабатывать профессиональные навыки еще и с работодателем. Только при условии одновременного обучения и работы они могут сформироваться как специалисты, готовые для успешной трудовой деятельности. Помимо того, у молодых людей должно быть и желание к развитию, совершенствованию, а также мотивация.
В зарубежных странах, к примеру в Великобритании, вопрос теории и практики решается иначе. Там акцент делается не столько на высшем, сколько на профессиональном образовании, которое стараются сделать доступным как можно раньше. По социальным нормам парни и девушки уже с 16 лет имеют возможность проходить обучение непосредственно на производстве. У нас же перво-наперво хотят получить «корочку» о высшем образовании, а там жизнь покажет. О том, что можно устроиться на работу везде, у большинства студентов сомнений не возникает.
Чтобы почувствовать уверенность в себе, быть успешными в ВУЗе, нужно к этому подойти с ответственностью и заниматься собой еще со школьной скамьи, чтобы в дальнейшем выбор того или иного учебного заведения оказался не случайным. Ни для кого не секрет, что нынче ВУЗ для поступления определяется выпускником, во-первых, количеством проходных баллов, что может являться ошибочным вариантом. Отсюда и соответствующие результаты.
Почему же тогда иностранные студенты едут к нам получать высшее образование? Для этого ведь тоже нужны решающие критерии? К тому же, помимо основной профессии, им нужно выучить еще и русский язык. Значит, белорусское базовое фундаментальное образование качественное. рассуждая о том, что важнее в образовании теория или практика, каждый может прийти к собственному выводу. Но так или иначе, в стране есть высокие достижения в образовании. Радует, что идеи и предложения у нас есть где применить. Только вот не все понимают конечный результат белорусского обучения, которое направлено на то, чтобы из университета на свое первое рабочее место приходили специалисты квалифицированны.

Наталья Евенко



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.