Безопасность при работе под высоковольтными линиями

Общество

 

  В период с августа по сентябрь 2020 года в Республики Беларусь произошло 2 несчастных случая и 1 инцидент при организации работ в охранной зоне ВЛ.

                11.08.2020 в Шумилинском районе Витебской области водитель автомобиля производил выгрузку щебня из полуприцепа. После выгрузки начал движение с неопущенным кузовом полуприцепа по площадке в сторону выезда, расположенного на расстоянии 10 метров от оси ВЛ-10кВ, и задел нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля, попал под напряжение прикосновения, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлестывание двух проводов, вследствие которого произошло аварийное отключение ВЛ-10кВ. Пострадавший после неудачной попытки отгона автомобиля самостоятельно вызвал сотрудников МЧС.

                19.08.2020 в Барановичском районе Брестской области индивидуальный предприниматель на личном автомобиле производил выгрузку зерна с кузова полуприцепа. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ-10кВ. Выйдя из автомобиля увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

                01.09.2020 в г. Гомеле водитель автомобиля МАЗ 5551 строительного треста установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При выгрузке речного песка (подъеме кузова) в охранной зоне ВЛ-10кВ приблизился и зацепил провод ВЛ-10кВ, в результате произошел его обрыв. Водитель успел покинуть автомобиль, прежде чем  произошло возгорание автомобиля.

                                В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников сельского хозяйства, производящих работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи, а также надежной и бесперебойной работы электроустановок, в порядке осуществления государственного энергетического надзора предлагаем Вам проработать с персоналом настоящее информационное письмо.

  1. Общие требования электробезопасности
    1. При выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах могут находиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической индукцией.
    1. Особенно опасно соприкосновение машины непосредственно с проводом воздушной линии. Это возможно при работе машины под ВЛ, где может произойти приближение машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыв провода и его падение на машину или наезд машины на оборванный провод.
  2. Охранная зона воздушных линий электропередачи устанавливается:
    1. Вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклонённом их положении на расстоянии:

Для линий напряжением:

до 1000 В                    –   2 м;

до 20 кВ                       – 10 м;

35 кВ                            – 15 м;

110 кВ                          – 20 м;

220 кВ                          – 25 м;

330 кВ                          – 30 м.

  • Вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде земельного участка, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.
  • Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны электрических сетей напряжением до и свыше 1000 В, а также настоящей памятки.
  • Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти линии.
  • В пределах охранных зон, указанных в п. 2 без письменного согласия организации, эксплуатирующей линии электропередачи,

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
    • Осуществлять всякого рода горные, углубительные, землечерпальные, взрывные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов;
    • Осуществлять добычу рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
    • Загромождать подъезды и подходы к объектам электрических сетей;
    • Устраивать подъезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов, совершать остановки всех видов транспорта в охранных зонах ЛЭП 330 кВ;
    • Ставить стога сена, копны сена, сметы соломы, складировать корма, удобрения, торф, дрова и другие материалы, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, разводить огонь, производить полив сельскохозяйственных культур, мелиоративные работы;
    • Производить земляные работы на глубине более 0,3 м, а на вспаханных землях на глубине 0,45 м и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи);
    • Работа стогометателей под проводами ВЛ.
    • Транспортировка стогов сена, соломы и др. подобных грузов под проводами ВЛ;
    • Работать в пролётах ВЛ, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, на расстояние менее 20 м. При повреждении изоляции сама опора ВЛ может находиться под напряжением, признаками чего являются: испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт;
    • Набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры.

Субъекты хозяйствования, получившие письменное согласие на ведение указанных работ в охранных зонах электрических сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Субъекты хозяйствования, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство работ, обязаны немедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеля и сообщить об этом ближайшему предприятию (организации), в ведении которого находятся электрические сети или в предприятие электрических сетей.

  • При работе сельскохозяйственных машин в охранной зоне ВЛ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
    • Выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
    • Работать при приближении или во время грозы;
    • Приближаться и тем более прикасаться к проводам ВЛ какими-либо предметами;
    • Категорически запрещается заправка машин горючим.
  • При падении провода ВЛ на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее и сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей.
    • В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся предприятию электрических сетей, и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 20 м запрещается;
    • При работе машины без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстоятельства, должен сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей;
    • Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно её покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землёй. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от неё можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах или мелкими шажками, не отрывая ног от земли, проделав, таким образом, путь от машины на расстояние до 20 м.
  • Требования к сельскохозяйственным машинам и механизмам при их работе в охранной зоне ВЛ:
    • К работе в охранной зоне ВЛ допускаются машины, имеющие высоту не более: 4,5 м – для ВЛ напряжением до 220 кВ; 4 м – для ВЛ 330 кВ;
    • Машины и механизмы, используемые для работы в охранной зоне ВЛ 330 кВ, как правило, должны иметь металлическую остеклённую кабину для водителя, а для обслуживающего персонала – защитный козырёк.

Машины с неметаллической кабиной допускаются к работе при условии наложения на крышу кабины металлической сетки с ячейками размером не более 50х50 мм, соединённой с металлическим корпусом машины не менее чем в четырёх точках (по углам).

  • На каждой высокогабаритной машине, предназначенной для работы в охранной зоне ВЛ, должна быть выполнена надпись несмываемой краской: «При работе в охранной зоне ВЛ не подниматься на верх машины».
    • Основной и безотказно действующей мерой по обеспечению безопасности от электрических разрядов при работе в охранной зоне ВЛ 330 кВ является заземление машин и механизмов на резиновых шинах. Заземление машин исключает возможность самовозгорания горючего.

В качестве заземлителей корпусов машин и механизмов рекомендуется применять стальную волочащуюся по земле цепь с толщиной звена 10–12 мм. Длина цепи, лежащей на земле, должна быть не менее 1 м. Цепь приваривается к корпусу машины и в походном положении должна висеть на крюке. Цепь следует опускать на землю перед въездом в охранную зону ВЛ.

Помните! Невыполнение вышеуказанных требований может привести к несчастному случаю.

Государственный инспектор

по энергетическому

и газовому надзору      

Синькевич В.Н.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *